Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Интервью / Выступления

Роботам - зелёный свет

Изменения в законодательстве, касающиеся дорожного движения и всего, что с ним связано, появляются с завидной регулярностью. Ужесточаются штрафы за нарушения ПДД, меняются правила сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами, появляются нововведения в порядке регистрации автомобилей и мотоциклов.

Об очередных нормотворческих инициативах в этой сфере в рамках совместного проекта газеты «Щит и меч» и радиостанции «Милицейская волна» в программе «Прямой разговор» нам рассказал заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир КУЗИН.

- Владимир Викторович, недавно стало известно о предложении Госавтоинспекции приравнять употребление некоторых лекарственных средств к алкоголю. Чем это вызвано?

- Прежде всего, давайте заглянем в Правила дорожного движения. Ст. 2.7 гласит, что водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения либо алкогольного, либо наркотического и иного. Под «иным» может пониматься и воздействие лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. Кстати, в инструкциях по их применению обычно указано, в каких случаях следует воздержаться от управления автомашиной. Мы предложили Минздраву определить перечень препаратов, которые могут вызывать нежелательный эффект. И только тогда употребление их сможет стать основанием для привлечения к ответственности.

- В ноябре прошлого года глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с предложением ввести в качестве меры наказания за опасное вождение денежный штраф. А что такое - опасное вождение?

- Опять-таки посмотрим Правила дорожного движения. Два года назад был введён термин «опасное вождение», где указано, что водителю запрещается неоднократное совершение определённых действий на дороге, которые создают угрозу для здоровья и жизни других людей, либо могут нанести ущерб транспортным средствам. Среди них - умышленное непредоставление преимущества специальному транспортному средству, например, скорой помощи, несоблюдение дистанции, когда в потоке одна машина буквально приклеивается к впереди идущей, таким образом оказывая психологическое давление на шофёра, заставляя уступить дорогу. Это и резкие торможения. В данном случае наоборот, человек за рулём впереди идущего транспортного средства пытается, так сказать, «проучить» чем-то помешавшего ему водителя следующего за ним авто. Это, конечно же, резкие перестроения, в народе - «игра в шашечки», которые тоже могут приводить к серьёзным последствиям. Все подобные действия в ПДД определяются как опасное вождение.

В предложенном законопроекте предусматривается санкция в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

- А кто сможет фиксировать опасное вождение? Только инспекторы ДПС на дороге или камеры фотовидеофиксации?

- Выявить его может сотрудник дорожно-патрульной службы. Но будут учитываться и материалы с видеорегистраторов участников движения. Кроме того, в населённых пунктах установлены камеры наблюдения. Словом, способы фиксации существуют разные. Главное, чтобы была достаточная доказательная база, позволяющая чётко установить нарушителя и квалифицировать его действия. А уж на этом основании будем применять меры, определённые законодательством.

- Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства России об эксперименте по использованию беспилотных машин на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане. Как, по-вашему, это отразится на безопасности дорожного движения?

- Проблема весьма актуальна для мирового сообщества. Во многих странах этот процесс идёт довольно давно. Например, в США уже используются, правда, пока в экспериментальных целях, подобные транспортные средства. Активно вопрос обсуждается в странах Европы. Конечно, о производстве таких машин в промышленных масштабах речь не идёт, ведь для того, чтобы реализовать проект, необходимо не только создание самого автомобиля, но и большой нормативной базы. Потребуется изменение различных конвенций по дорожному движению, определяющих единые требования.

Естественно, мы тоже давно работаем над этим вопросом. В постановлении обозначен термин «высокоавтоматизированные транспортные средства», определены места проведения эксперимента, как вы правильно сказали, - Москва и Татарстан. Кроме того, оговорены жёсткие требования для авто и условия для их собственников и операторов.

Что касается безопасности, то роботизация на дорогах, как мы думаем, даст положительный результат. Автомат, если у него не будет сбоя в программе, ошибаться не может.

Авторы проекта позаботились об участниках движения в регионах, где он будет проводиться. Во-первых, население здесь проинформируют о проводимых испытаниях. Во-вторых, автоматизированные транспортные средства будут выделяться из потока - на них установят специальные опознавательные знаки - треугольник с нанесённой чёрным шрифтом буквой «А». Постановление также определяет, что собственник ТС должен застраховать свою ответственность не менее чем на 10 миллионов рублей. В целом предполагается, что эксперимент продлится в течение длительного времени под жёстким контролем Министерства внутренних дел, Министерства промышленности и торговли, научно-исследовательских институтов, других ведомств. Надеемся, что удастся избежать конфликтных ситуаций на дороге.

- Как вы считаете, беспилотные автомобили будут более востребованы в сфере общественного транспорта или же частных перевозок?

- На мой взгляд, в первую очередь это будут транспортировки коммерческих грузов, в том числе колонной, направляющейся по определённому маршруту к логистическим центрам. Вполне вероятно, что «беспилотники» смогут использоваться в качестве общественного транспорта, который следует по строго определённым маршрутам. Если всё пройдёт успешно, то станет возможным их применение и в качестве такси.

- Остро стоит вопрос с безопасностью автобусов. Стоит ли ожидать каких-то подвижек к улучшению ситуации в этой области?

- Сразу скажу, что общественному транспорту, как внутригородскому, так и междугороднему, уделяется первостепенное внимание. Он более рентабелен, соответственно, востребован. Однако здесь присутствует так называемый серый бизнес - без лицензии, плохо контролируемый. В результате претензий как к техническому состоянию машин, так и к водительскому составу можно предъявить массу. Отсюда довольно большое количество ДТП, нередко сопровождающихся жертвами.

МВД России совместно с Министерством транспорта давно пытаются навести порядок в этой сфере. Законодатели пошли навстречу, и не так давно внесены изменения в нормативные акты, которые предусматривают обязательное лицензирование перевозочной деятельности автобусами, закрепили требование по оснащению их тахографами, что обеспечивает контроль за режимом труда и отдыха водителей, соблюдением скоростного режима. Думаю, это приведёт к уменьшению нарушений.

- Нормотворческий процесс в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, как видим, не останавливается. Каких изменений в существующих правилах стоит ждать в текущем году?

- Довольно большое количество законопроектов уже находится в Госдуме. В частности, упомянутое установление ответственности за опасное вождение. Также подготовлен законопроект об ответственности за систематическое нарушение ПДД. Есть планы предоставить возможность фиксировать нарушения самим гражданам на смартфоны и другие устройства, по данным которых в автоматическом режиме будут выноситься решения о наказании виновных. Упомяну ещё очень актуальный для нас на сегодняшний день законопроект, связанный с внесением залога за задержанный транспорт в случае выявления у водителя состояния опьянения. Кроме того, серьёзно меняются правила проведения технического осмотра, который будет проходить с фотофиксацией всех действий.

Беседу вели
Роман ЧУПРОВ
и Андрей ШАБАРШОВ
Фото Дмитрия ЛЫКОВА

27.05.2019