Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Сделать дорогу безопасной – задача комплексная

Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр ГОРОВОЙ

На протяжении последних лет МВД России реализуется комплексный подход к решению проблем в сфере безопасности дорожного движения.

Вопросы сокращения смертности от автомобильных аварий носят многоплановый характер. Для эффективного их решения задействуются не только ресурсы полиции, но и возможности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных организаций и объединений, а также простых граждан.

Сегодня реализуются поручения, данные по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося в марте 2016 года в Ярославле. В соответствии с принятыми решениями МВД России наделено полномочиями по формированию государственной политики в области безопасности дорожного движения.

В настоящее время совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательскими и учебными организациями, объединениями профсоюзов и работодателей, общественных и иных организаций разрабатывается стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на среднесрочный период. Стратегию планируется утвердить до конца текущего года.

Осуществляются мероприятия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», предусматривающие такие направления, как предупреждение опасного поведения водителей, профилактика детского травматизма, обеспечение безопасности пешеходов, развитие системы оказания помощи на месте дорожно-транспортного происшествия. Цель Программы – сокращение числа погибших в результате ДТП к 2020 году более чем на 28 процентов по сравнению с 2012 годом. Во всех субъектах и большинстве муниципальных образований реализуются аналогичные программы. Как следствие, на федеральном, региональном и местном уровнях сформированы единые подходы к снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожных происшествий.

На федеральном уровне деятельность министерств и ведомств в этой области координирует Правительственная комиссия по обес­печению безопасности дорожного движения. На основании её решений совершенствуется нормативное правовое регулирование, устраняются «узкие места» и проблемы в законодательстве. Только за последнее время внесены изменения в федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «О стандартизации в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», а также в Правила дорожного движения Российской Федерации. Уточнено понятие «аварийно-опасный участок дороги». Закреплена обязанность органов исполнительной власти ежегодно утверждать перечень таких участков и вырабатывать меры по устранению причин и условий совершения ДТП. Ужесточена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Введена уголовная ответственность за повторное совершение данного правонарушения. Усилена ответственность за нарушение требований перевозки детей без специальных удерживающих устройств. Ужесточены наказания за грубые нарушения ПДД: выезд на встречную полосу, превышение скорости движения транспортных средств, проезд на запрещающий сигнал светофора. Запрещён допуск к экзаменам на право управления лиц, не прошедших обучение в автошколе. Введены новые категории и подкатегории транспортных средств, в том числе категория «М» – мопеды, скутеры. Совместно с Минтрансом России дополнительно регламентированы правила обеспечения безопасности при перевозках пассажиров и грузов. Введено понятие «опасное вождение». Водители получили возможность уплатить половину суммы штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Продолжена работа по выполнению плана Правительства Российской Федерации, направленного на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий (от 04.08.2015 № 5063п-П9). План предусматривает реализацию 32 мероприятий, в том числе 14 законодательных инициатив по созданию публичного мониторинга ситуации на дорогах, повышению ответственности органов исполнительной власти различного уровня за обустройство наиболее аварийно-опасных участков автомобильных дорог, а также за соблюдение требований технических регламентов при строительстве, ремонте и содержании дорог, дополнительной регламентации требований к организации перевозок пассажиров и грузов, совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Кроме этого Правительством Российской Федерации утверждены планы мероприятий по повышению качества подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в том числе осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а также направленных на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, предотвращение ДТП, связанных с выездом транспортных средств на полосу встречного движения. В их рамках предусматривается законодательное закрепление обязательного прохождения периодической переподготовки водителей, перевозящих пассажиров и грузы, утверждение профессиональных стандартов для мастеров производственного обучения, а также совершенствование положений примерных образовательных программ подготовки водителей. Запланированы к реализации меры по обустройству автомобильных дорог современными техническими средствами организации дорожного движения, обеспечивающими разделение транспортных потоков (тросовые ограждения, делиниаторы), позволяющими предупредить водителя о приближении к опасным участкам (дорожные знаки повышенной видимости, шумовая разметка), а также средствами выявления нарушений ПДД, связанных с превышением скорости движения и расположением транспортных средств на проезжей части (комплексы фиксации нарушений, работающие в автоматическом режиме). Одновременно для нормативного закрепления возможности применения более современных технических средств организации дорожного движения (жёлтая разметка) предполагается внесение изменений в акты стандартизации. Дополнительно будут разработаны типовые схемы организации дорожного движения для перекрёстков, где существует вероятность совершения ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения.

Начиная с 2017 года проводится реформа контрольной и надзорной деятельности. Целью преобразований является снижение числа погибших и травмированных в ДТП за счёт стимулирования законопослушных организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта, содержания автомобильных дорог и эксплуатации транспортных средств.

В рамках реформирования к субъектам надзора будет применяться риск-ориентированный подход (деятельность поднадзорных субъектов разделят на чрезвычайно высокую, высокую и значительную степень риска), использование проверочных листов, в том числе для самооценки деятельности, что повлияет на частоту проведения плановых проверок.

Немаловажным фактором реформы является пересмотр количества обязательных для целей безопасности дорожного движения требований, а также внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований при проведении профилактических рейдовых осмотров автомобильных дорог и транспортных средств.

Результатом реформы должно стать повышение эффективности и открытости деятельности МВД России, связанной с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Изучаются иные возможности оптимизации системы управления подразделениями территориальных органов, на которые возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения, порядка назначения руководителей Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.

Издан Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и участниками дорожного движения требований правил, стандартов и технических норм к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов.

Использование идеологии Административного регламента, в совокупности с оперативными корректировками служебной деятельности подразделений, позволят повысить эффективность работы по техническому надзору как при проведении плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, так и при текущем надзоре за соблюдением соответствующих обязательных требований в процессе дорожного движения.

Более предметной стала работа субъектов Российской Федерации по повышению безопасности дорожного движения. Организовано освещение этой работы на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов.

На основе анализа аварийности совместно с Росавтодором ежегодно формируются меры по предупреждению ДТП, включая внедрение современных технических средств организации дорожного движения, на федеральных автодорогах. Их результат – снижение уровня смертности на федеральных трассах в 2016 году более чем на 7 процентов.

В рамках взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов реализуются мероприятия, направленные на обеспечение неотвратимости наказания. Приоритет в этой работе – создание условий, направленных на добровольную уплату административных штрафов и использование в полной мере ресурсов межведомственного электронного документооборота.

В 2016 году на территории Российской Федерации возбуждено 85,6 миллиона дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (+4,6 процента), пресечено 622,6 тысячи (-21,7 процента) фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения и отказавшимися от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, из которых более 78,3 тысячи совершены повторно и отнесены к уголовной юрисдикции (статья 264.1 УК РФ).

Развивается сотрудничество подразделений полиции с гражданами и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Приоритетными направлениями являются оперативное информирование подразделений дорожно-патрульной службы о фактах грубых нарушений правил дорожного движения и совместное проведение профилактических мероприятий. За прошлый год в территориальные органы поступило более 157 тысяч обращений, по которым было возбуждено более 118 тысяч дел об административных правонарушениях. В 87 тысячах случаев вынесены постановления о назначении административных наказаний.

Немаловажным фактором для повышения эффективности взаимодействия с общественностью является внедрение в большинстве субъектов Российской Федерации практики поощрения граждан и общественных объединений, наиболее активно содействующих правоохранительным органам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Министерство принимает активное участие в реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», участниками которого стали 37 городских агломераций в 34 субъектах. Цель проекта – приведение автомобильных дорог в безопасное состояние, а также снижение количества мест концентрации ДТП на первом этапе – до 2020 года на 50 процентов.

Обеспечено функционирование и развитие системы автоматической фиксации административных правонарушений. Сейчас это свыше 10 тысяч зон контроля, которые фиксируют не только превышение скорости движения, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу для движения общественного транспорта. Всего за 2016 год с их помощью выявлено две трети всех административных правонарушений в области дорожного движения.

Прорабатывается возможность передачи полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в данной области, зафиксированных в автоматическом режиме, субъектам Российской Федерации. Более трети регионов признали целесообразность передачи таких полномочий. При этом у полиции также сохранятся возможности привлечения нарушителей к ответственности.

Во взаимодействии с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведён ряд широкомасштабных кампаний, как то: «Пристегнись!», «Дистанция», «Право пассажира», «Автокресло – детям!», «Некуда спешить!», «Притормози!», «По правилам», «Сложности перехода». Они были адресованы различным категориям участников дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипедистам, водителям скутеров и мопедов. Содействие в проведении данных мероприятий оказали представители экспертного сообщества, общественных организаций и объединений, а также духовенства и средств массовой информации. При поддержке медиаперсон в большинстве регионов прошли массовые широкомасштабные мероприятия для детей и их родителей, открытые уроки для школьников по правилам дорожной безопасности, автопробеги.

Значительное внимание обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах уделяется и Министерством образования и науки Российской Федерации. Представители органов образования по всей стране активно участвуют в мероприятиях, направленных на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
 
К примеру, наряду с сотрудниками Госавтоинспекции они выступают организаторами всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», всероссийского чемпионата по юношескому автомногоборью, а также Недели безопасности, проводимой во всех образовательных организациях страны.

В рамках реализации поручений, данных по итогам президиума Государственного совета Российской Федерации, прорабатываются вопросы создания в регионах центров профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В настоящее время достигнута договорённость с десятью регионами, где юные участники дорожного движения в специально оборудованных центрах смогут обучаться правилам безопасного поведения на дороге и участвовать в широкомасштабных социальных кампаниях, направленных на повышение безопасности пешеходов. В этой связи разрабатываются программы, учитывающие возраст ребёнка. Особое внимание уделяется старшеклассникам – будущим водителям. Формируются специальные образовательные подходы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре 2016 года проведён VI Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». В работе Конгресса, который с 2007 года проводится Советом Федерации, Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ и МВД России, принимают участие руководители органов государственной власти, парламентарии, руководители региональных подразделений Госавтоинспекции МВД России и дорожной полиции государств – участников СНГ, представители международных транспортных союзов и ассоциаций и других международных организаций, задействованных в области безопасности дорожного движения, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, средств массовой информации государств – участников СНГ и других стран мира.

Основной темой конгресса стало участие гражданского общества в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. На пленарном заседании были определены совместные перспективы и направления усилий по повышению дорожной безопасности и участию широкой общественности в данном процессе, обсуждены вопросы, связанные с законодательным обеспечением этой деятельности, а также выработаны соответствующие рекомендации и решения.

В ходе пленарного заседания Конгресса его участники рассмот­рели и одобрили проект итоговой Декларации VI Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». 

Совместные усилия позволили по итогам 2016 года сократить число погибших в результате ДТП более чем на 12 процентов. В итоге достигнуты показатели, предусмотренные в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

По итогам первого квартала текущего года сохраняется тенденция сокращения смертности на дорогах нашей страны. Число смертельных аварий уменьшилось на 8,1 процента.

Фото Дмитрия ЛЫКОВА и Юрия МАГАСА

18.07.2017Читать далее