Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Фотоархив|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Алгоритм принятия управленческих решений

Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением реализовать принятое решение.

В процессе осуществления руководства в системе органов внутренних дел действия личного состава не могут происходить хаотично. Объективно требуется, чтобы действия личного состава организовывались, координировались и достигали требуемых результатов, а также поставленных целей. Обеспечение эффективности деятельности органов внутренних дел, выполнение регламентирующих приказов, распоряжений, указаний, а в конечном итоге выполнение поставленных задач является основной целью управления.

Сущность управленческой деятельности в системе органов внутренних дел заключается в целенаправленной деятельности руководителей. Содержание управления – это совокупность принимаемых руководителями управленческих решений, основу которых составляют знания закономерностей, принципов, методов и алгоритма их принятия, уяснение поставленных задач и верная оценка оперативной обстановки. Эффективность управленческого решения повысится, если оно будет являться результатом творческого мышления и основываться на соответствующих расчетах.

Разработка управленческих решений – важный процесс, который связывает основные функции управления органами внутренних дел, такие как планирование, организация оперативно-служебной деятельности, мотивация, контроль, оценка эффективности деятельности. Руководитель в системе органов внутренних дел должен быть компетентным, квалифицированным специалистом, умело и оперативно принимать те или иные управленческие решения. Как верно заметил профессор Б.Г. Литвак: «Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать» [1].

Для выработки эффективных и качественных управленческих решений руководитель обязан придерживаться сформированных теорией и практикой управления в системе органов внутренних дел основных требований, к которым относятся:

1. Научная обоснованность. Одно из главных условий эффективного управления в ОВД – это изучение и использование в профессиональной деятельности закономерностей общественного развития. Управленческая деятельность должна быть основана на знании и использовании закономерностей преступности, научно-обоснованных и апробированных практикой методов борьбы с отдельными видами преступлений.

2. Строгое соблюдение законности. Любое принимаемое руководителем ОВД управленческое решение должно соответствовать законодательству Российской Федерации, ведомственным нормативным правовым актам. Особое значение в этом контексте придается тем решениям, которые ограничивают законные права и интересы граждан, должностных лиц, организаций и учреждений.

3. Полнота и достоверность используемых данных. В процессе принятия управленческого решения необходимо использовать всесторонний подход к получению и оценке информации, основываться на достоверных, объективных сведениях, использование которых способно привести к правильным выводам.

4. Своевременность принятия решения. Смысл данного требования заключается в обязательном учете фактора времени, сроков, которые требуются для осуществления различных решений, выборе альтернативных вариантов, обеспечивающих оперативную реализацию поставленных задач. Здесь важно не допустить как поспешность, так и запаздывание в принятии решений, нереальность или неопределенность сроков их исполнения. Для исполнителей, которые будут реализовывать управленческие решения руководителей, установленные сроки должны быть конкретными.

5. Компетентность. Субъектами подготовки и принятия управленческих решений являются руководители (начальники и их заместители). Субъектами принятия текущих оперативных решений являются практически все работники ОВД. В процессе повседневной профессиональной деятельности им приходится иметь дело

с возникающими задачами, проблемами, в том числе с конфликтными ситуациями, которые необходимо решать для достижения поставленных целей в соответствии с теми направлениями деятельности, которые определены Федеральным законом «О полиции» [2]. Сущность этого требования состоит в сочетании, неразрывном единстве компетентности и правомочности лиц, принимающих решения, их творческого подхода к делу и ответственности за решение стоящих перед ОВД задач.

6. Системный подход к принятию управленческих решений. Предполагает рассмотрение всех действующих и принимаемых решений как единого комплекса взаимосвязанных и обуславливающих друг друга норм, приказов, распоряжений, положений.

Процессу принятия управленческих решений присущи определенные последовательные действия, совокупность которых в своей логической взаимосвязи обеспечивает принятие эффективных решений. К ним относятся:

1. Выявление проблемы, под которой следует понимать отклонение ситуации от желаемого состояния. В сфере органов внутренних дел это отклонение может представлять собой разрыв между целями территориальных ОВД по достижению оптимальных результатов оперативно-служебной деятельности, регламентированных приказом МВД России № 1040-2013 [3], и фактически достигнутыми показателями.

2. Сбор, обработка и анализ необходимой информации. Прежде всего, следует отметить, что получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и полной, иначе это может привести к принятию ошибочных и неэффективных управленческих решений. В настоящее время для обес­печения служебной деятельности ОВД активно используется единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) [4], которая позволяет автоматизировать основные виды деятельности подразделений системы МВД, систематизировать и обрабатывать различную оперативно-служебную информацию. Целесообразно поручать подготавливать аналитический материал профильным специалистам.

3. Прогнозирование возможной ситуации. Прогнозирование – это основанное на анализе фактов и доказательств, причинно-следственных связей и закономерностей определение вероятных путей и результатов предстоящего развития явлений и процессов, оценки показателей, характеризующих эти явления и процессы для более или менее отдаленного будущего [5]. Важную роль при принятии любого управленческого решения играют вопросы, связанные с оценкой ожидаемого развития ситуации при реализации одного из альтернативных решений.

4. Разработка вариантов (альтернативных курсов действий) решения. Это необходимо для выбора наиболее оптимального решения, с учетом всех недостатков. Здесь нужен творческий подход, например, «мозговая атака», групповой анализ ситуации, метод выдвижения предложений и т.д. Процесс разработки альтернативных решений предполагает сбор актуальной информации по проблеме и ее анализ.

5. Оценка и обоснование выбора оптимального решения применительно к конкретным условиям. На данном этапе учитываются как ограничения, так и реальные возможности, имеющиеся в распоряжении руководителя ОВД ресурсы (наличие личного состава, материальное и техническое оснащение). Здесь необходимо учесть все «за» и «против» относительно того или иного решения, предусмотреть все критерии оценки. Достижению успеха при выборе вариантов будущего решения способствует применение системного подхода, согласно которому необходимо произвести всестороннюю и тщательную оценку всей совокупности факторов, влияющих на состояние имеющейся проблемы.

6. Оформление проекта решения, его обсуждение и согласование.

7. Доработка проекта решения.

8. Окончательное принятие решения и его оформление (придание соответствующей формы документу). На данном этапе управленческому решению в системе ОВД придается определенная форма, которая по своему наименованию подразделяется на:

- приказ – издается по наиболее важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, включает определенные задачи, функции, правовое регулирование различных направлений деятельности, вопросы прохождения службы в ОВД;

- директива – содержит обязательные нормативные предписания и определяет основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, стратегию и перспективы;

- статусные документы ОВД и их структурных подразделений – издаются в виде положений и уставов. Устав определяет статус, задачи, цели, порядок и характер деятельности крупного подразделения, Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления;

- инструкции и правила – это нормы, которые регулируют основные направления оперативно-служебной деятельности и устанавливают порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников;

- наставление – это нормы, излагающие порядок действий конкретных подсистем в той или иной ситуации, а также определяющие порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды управленческих решений [6].

Завершающая стадия принятия управленческого решения после его оформления – это регистрация.

Приведенный выше алгоритм принятия управленческих решений является условным, состоящим из основных этапов, но в повседневной оперативно-служебной деятельности этот перечень может быть дополнен или изменен на последовательность операций. При принятии несложных «трафаретных» управленческих решений алгоритм может быть сокращен и процедура упрощена. На практике зачастую приходится принимать экстренные, оперативные управленческие решения, скажем, в условиях обострения оперативной обстановки или введения на территории обслуживания особого правового режима (действия ОВД в условиях введения режима ЧП, объявления о мобилизации, введения режима ВП). В этих случаях действуют типовые или утвержденные на их основе планы действий, снижающие возможный риск решения и обычную в таких ситуациях психологическую перегрузку руководителя.

Содержание основных операций, выполняемых на стадии процесса выработки управленческих решений, целесообразнее хотя бы в выборочном порядке проследить на примере управленческой деятельности органов и подразделений внутренних дел.

Обнаружение и осознание тех или иных проблем, определение правильных целей и подготовка соответствующих задач в управленческой деятельности ОВД связаны с изучением и оценкой оперативной обстановки. Например, на основе анализа информации о состоянии преступности может быть установлена потребность в оказании помощи тем или иным ОВД, необходимость изменения расстановки сил и средств, изменения времени несения службы нарядами полиции и т.д. При анализе состояния преступности и результатов организации противодействия ей может быть выявлена потребность в переориентации деятельности ОВД, в связи с появлением новых уголовных проявлений, преступных группировок и т.п.

Вместе с выбором цели принятие решения включает определение путей, сил и средств выполнения выдвинутых задач. Причем от того, насколько правильно выбрана и четко сформулирована цель, зависит выбор конкретных действий, направленных на ее достижение.

Информация, на основе которой были выявлены возникшие задачи (например, по статистическим данным), как правило, недостаточна для решения этих задач. Программа действий, направленных на разрешение задач управления, должна основываться на их глубоком и всестороннем изучении, что обуславливает потребность в анализе дополнительной информации.

После того как собранная информация обработана и проанализирована, сформулированы определенные задачи, выдвинуты и проверены отдельные управленческие гипотезы, субъект управления переходит к непосредственному конструированию решения – построению набора альтернативных вариантов решения, всесторонней оценке каждого из них и выбору наилучшего в данных конкретных условиях. Сегодняшние задачи управления требуют одновременного учета самых разнообразных факторов: экономических, политических, правовых, психологических и др. Чем больше этих факторов, тем труднее и сложнее принятие всесторонне обоснованных решений. Опыт управления в ОВД подсказывает, что в таких ситуациях следует отвлекаться от малозначимых факторов и рассматривать только наиболее существенные из них. [7]


Список литературы:

1. О полиции. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. 1 марта.

2. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 «Об утверждении концепции создания единой системы информационно-аналитического обес­печения деятельности МВД России в 2012–2014 годах».

4. Приказ МВД России от 27 июля 2003 г. № 484 (ред. от 10 сентября 2015 г.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (с изм. и доп., вступ. в силу 1 января 2016 г.).

5. Булатова Ю.В. Понятие и виды управленческих решений // Современное право. – 2008. – № 12. – С.14–17.

6. Веселый В.З., Воскресенский Г.М., Караханов В.Е., Малков В.Д., Михайлов Н.И., Михайловская И.Б., Попова А.М., Роша А.Н., Сидякин И.П., Чернявский В.С., Яськов Е.Ф. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. – М., 1990. – С. 324.

7. Давыдов А.С. Некоторые аспекты моделирования процесса принятия управленческого решения. – М: Академия управления МВД России, 2000. – С. 250.

8. Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности. Московский университет МВД России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 751.

9. Клушин О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз. – М.: Академия управления МВД России, 2010. – С. 254.

10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2001. – С. 392.

11. Туманов Г.А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления. – М., 1987. – С. 158.

12. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. Государственный университет – Высшая школа экономики. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 308.

13. Черненилов В.И. Стратегическое управление в ОВД. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – С. 32.

14. Яськов Е.Ф. Управленческие решения. Курс лекций. – М., 2006. – С. 82.


Сноски:

1 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2001. – С. 34.

2 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

3 Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

4 Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 «Об утверждении концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012–2014 годах».

5 Клушин О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз. – М.: Академия управления МВД России, 2010. – С. 193.

6 Приказ МВД России от 27 июля 2003 г. № 484 (ред. от 10 сентября 2015 г.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» (с изм. и доп., вступ. в силу 1 января 2016 г.).

7 Туманов Г.А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления. – М., 1987. – С. 119–121.


24.09.2016Читать далее