Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Фотоархив|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Запутанные схемы преступного автобизнеса

Долгое время автомобили в Республику Беларусь ввозились в основном с Запада. В последние годы направление ввоза кардинально поменялось – машины стали покупать преимущественно в России. Известный автомобильный бум конца 2014 года сильно сгустил краски нынешней картины белорусского авторынка. Тогда, в связи со спросом на подержанные автомобили из России, преступники оперативно переориентировали свою деятельность.

Сегодня сотрудники Главного управления уголовного розыска Криминальной милиции МВД Республики Беларусь констатируют, что ситуация с криминальным автобизнесом стабилизировалась. Немаловажную роль в этом сыграли меры, реализованные во взаимодействии с правоохранителями стран Содружества, в том числе широкомасштабная профилактическая работа, позволившая предостеречь будущих владельцев «железных коней» от совершения сомнительных сделок. Эта тенденция отчасти объясняется и снижением количества приобретаемых за границей машин. Но тем не менее, риск стать обладателем автомобиля с криминальным прошлым по-прежнему остаётся.

Поэтому внимание к данным вопросам со стороны сотрудников отдела по организации раскрытия преступлений в сфере автобизнеса ГУУР КМ МВД Республики Беларусь не ослабевает. Совместно с российскими коллегами оперативники регулярно проводят специальные комплексные мероприятия. Тщательной проверке подвергаются не только транспортные потоки на дорогах, но также машины, проходящие процедуру регистрации в подразделениях ГАИ и предлагаемые к продаже на различных интернет-ресурсах. Интерес в том числе представляют автомобили, которые находятся на учёте как в Беларуси, так и в России, поскольку злоумышленники постоянно изобретают новые способы обмана, хотя используемые схемы в большинстве случаев достаточно похожи.

Начальник отдела по организации раскрытия преступлений в сфере автобизнеса ГУУР полковник милиции Алексей Малахов озвучил несколько примеров наиболее распространенных мошеннических схем. Подобрав в соседнем государстве подходящий вариант, белорус узнаёт, что приглянувшаяся машина состоит на учёте на его родине (или якобы ранее была там зарегистрирована и имеет транзитные регистрационные знаки). Такая покупка привлекательна вдвойне: авто предлагается по невысокой цене, кроме того, его не нужно снимать с учёта в ГИБДД России. При этом продавец, как правило, утверждает, что собственник машины – его родственник или друг, который куда-то уехал, или он сам не так давно купил транспортное средство в Беларуси, а сейчас решил продать. Вариантов очень много, главное – убедить покупателя приобрести автомобиль. К комплекту документов прилагается ксерокопия паспорта человека, указанного в техпаспорте в качестве собственника, при наличии которой, по словам посредника, новый владелец без проблем выпишет на родине счёт-справку и зарегистрирует автомобиль на своё имя. Вернувшись же домой, покупатель узнаёт, что машина никогда не состояла на учёте в Республике Беларусь, переданные ему документы – поддельные, а регистрационные знаки ранее были утеряны или украдены.

К сожалению, несмотря на принимаемые меры, риск совершить такую же неудачную покупку существует и на белорусском рынке.

Аналогичная ситуация складывается и с криминальным автотранспортом, якобы имеющим российскую регистрацию. В ходе недавно проведённых спецмероприятий, например, была изъята Toyota Land Cruiser 200, объявление о продаже которой злоумышленник разместил на одном из белорусских интернет-ресурсов. После разоблачения преступного умысла гражданин России рассказал правоохранителям, что он приобрёл машину на родине для дальнейшей реализации. Автомобиль 2015 года выпуска он предлагал белорусам по цене вдвое ниже рыночной (а стоимость исчислялась десятками тысяч долларов), что должно было привлечь потенциальных покупателей. К счастью, правоохранителям удалось вовремя выйти на след автодилера, как оказалось, продававшего машину с поддельными документами и изменённым номером кузова.

Избежать неприятностей поможет соблюдение нескольких основных правил. Во-первых, насторожить потенциального покупателя должна существенно заниженная стоимость транспортного средства, во-вторых – невозможность вести переговоры напрямую с собственником. При этом именно с ним, а не с посредником, якобы представляющим чьи-то интересы, нужно оформлять договор купли-продажи. Кроме того, не лишним будет попросить продавца присутствовать при оформлении соответствующих документов в ГИБДД, хоть это и не является обязательным требованием. Как показывает практика, если прошлое автомобиля не имеет темных пятен, его хозяин всегда пойдёт навстречу. Получив же отказ, стоит серьёзно задуматься и отказаться от сомнительной сделки.

Дабы обезопасить себя, специалисты рекомендуют убедиться, не числится ли та или иная машина в розыске. Сделать это можно на сайте www.gibdd.ru, где содержится информация о транспортных средствах, похищенных в России и Беларуси. Впрочем, данная проверка даст результаты только в том случае, если идентификационный номер автомобиля не изменялся, а злоумышленники позаботились лишь об изготовлении поддельных документов. Благодаря этому электронному ресурсу можно отследить наличие иных ограничений, запрещающих продажу транспортного средства. Например, проверить, не наложен ли на него арест, не существует ли каких-либо иных законных оснований, препятствующих совершению сделки.

Зачастую незаконно выставляются на продажу автомобили, приобретённые в соседних государствах в кредит или лизинг. Первоначально всё выглядит вполне привлекательно: документы в порядке, при проведении процедуры снятия с учёта и регистрации вопросов не возникает. Зато они появляются, когда человек, оформивший кредит на покупку автомобиля, перестаёт выплачивать взносы. Как правило, злоумышленники за небольшое вознаграждение используют в своих целях людей, ведущих асоциальный образ жизни, на чьё имя готовят документы с указанием места работы и уровня доходов, а после заключения сделки автомобиль перепродают. Совершивших мошенничество лиц установить непросто, а вот новому владельцу транспортного средства вряд ли удастся избежать судебных тяжб.

В последнее время также участились случаи реализации машин с криминальным прошлым без оформления сделки купли-продажи. При этом любопытно, что далеко не все автовладельцы, получившие такие транспортные средства по доверенности, стали жертвами злоумышленников. Как оказалось, некоторые сознательно идут на этот шаг. Например, не так давно были задержаны автомобили Subaru и BMW с российскими регистрационными знаками, их идентификационных номеров не оказалось в базе данных. Разумеется, это вызвало обоснованные подозрения: транспортные средства и документы изъяты, назначены экспертизы. Владелец японской машины признался, что купил её в соседнем государстве без переоформления документов и официального подтверждения сделки. И по закону это не запрещено, но может навлечь на нового владельца массу неприятностей. Главная из них, если говорить о добросовестных приобретателях, конечно, риск стать обладателем похищенного автомобиля. В этом случае злоумышленники опять же убеждают покупателя, что владелец транспортного средства находится в отъезде, а сделка – срочная. Усыпляя бдительность, обещают, когда потребуется, оформить всё в установленном порядке. Ну а дальше, очевидно, телефоны аферистов оказываются отключёнными, а потерпевшие в ряде случаев не могут назвать ни примет обидчиков, ни точного места, где совершалась сделка. Конечно, сотрудники милиции делают всё возможное, дабы помочь установить истину. Однако работу существенно усложняет то, что преступление было совершено на территории другого государства, а чтобы обратиться за содействием к зарубежным коллегам, порой просто недостаточно данных, которые в дальнейшем можно использовать для раскрытия преступления.

Впрочем, даже приобретая по доверенности автомобиль без криминального прошлого, к сожалению, его новые хозяева рискуют не меньше. Многие не задумываются о том, что этот документ не подтверждает право собственности и в любой момент может быть аннулирован законным владельцем. Обоснованные претензии к продаже совместно нажитого имущества в ряде случаев предъявляют и супруги собственников, в результате чего также высока вероятность признания сделки недействительной.

Есть и другая сторона медали: нельзя исключать, что кое-кто из тех, кто приобретает автомобиль без переоформления, знают или догадываются о его возможном криминальном прошлом. Такие машины, как правило, также предлагают по цене гораздо ниже рыночной – решающего для многих фактора. При этом покупателей не пугает ни перспектива лишиться вложенных средств, ни возможность привлечения к ответственности за приобретение похищенного имущества, поскольку они надеются на то, что проверить прошлое автомобиля будет непросто. Например, житель Гомельской области оформил на приобретённую за границей машину доверенность, как оказалось в дальнейшем – поддельную. Правда выяснилась, когда за нарушение ПДД его задержали сотрудники Госавтоинспекции. Оказалось, что транспортное средство находится в розыске, его идентификационный номер изменён, а документы – поддельные.

Зная о неприятностях, которые влечёт за собой покупка автомобиля с криминальным прошлым, их новоиспечённые владельцы нередко любыми способами пытаются избавиться от неудачного приобретения. Таким образом цепочка вовлечённых в этот процесс людей постоянно увеличивается. Один из подобных фактов, например, был выявлен в Витебской области. Местному жителю предложили обменять с небольшой доплатой недавно сошедший с конвейера автомобиль Mazda на его десятилетний BMW. Не усомнившись в легальности сделки, мужчина, не откладывая дела в долгий ящик, воспользовался выгодным предложением, а когда приехал в подразделение ГАИ, выяснилось, что автомобиль был похищен в России. Впоследствии удалось установить, что он сменил уже нескольких владельцев, каждый из которых либо обменивал, либо перепродавал следующему товарищу по несчастью «тёмную лошадку» опять же без переоформления. При этом факт нарушения закона мало кого волновал, гораздо важнее было вернуть свои деньги, пусть и обманным путём.

Что касается споров об установлении права собственности на похищенное транспортное средство между двумя потерпевшими от действий злоумышленников сторонами, законным владельцем и добросовестным приобретателем, то данные вопросы рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, поскольку должны быть учтены интересы каждой из сторон. Однако, как показывает практика, все вынесенные к настоящему моменту судебные решения служители Фемиды приняли в пользу потерпевших российских граждан.

Криминальный транспорт на территорию Беларуси поступает не только из России. Нередко у злоумышленников изымаются поддельные документы как белорусского, так и российского образца на автомобили, которые были похищены в Европе или доставлены оттуда на основании процедуры временного ввоза и нелегально реализованы здесь.

Немало краж совершается внутри страны. В прошлом году, например, нередко автомобили похищали из гаражей, в основном по причине неосмотрительности владельцев, не только оставляющих в салоне ключи, но и документы.

В итоге злоумышленники, которые надеялись обнаружить в гараже дорогостоящий инструмент, были не в силах удержаться от соблазна прихватить и автомобиль. Один из таких преступников, совершивший около 60 краж из гаражей в Минской и Могилёвской областях, например, попутно похитил пять автомобилей и мотоцикл.

Методы борьбы с преступностью с каждым годом совершенствуются, соответствующие подразделения милиции повышают свой профессионализм, но в ответ преступники тоже прогрессируют и идут на самые непредсказуемые уловки. Кто-то делает липовые документы, переходя от кустарного способа на высочайший уровень подделки. Кто-то искусно перебивает номера. А кто-то ворует самым необычным образом. Так, жулики из соседнего государства продают криминальную машину белорусу, оставляют для себя дубликат ключа и узнают место жительства покупателя, чтобы потом, через неделю или месяц, украсть её и вернуть обратно, то есть злоумышленник, не дожидаясь, когда тайное станет явным, идёт на повторную кражу. И тут важны действия самих покупателей. Им в помощь – смена сигнализации, дополнительные противоугонные средства или перепрошивка брелока. Например, житель одного белорусского областного центра купил в России машину Toyota, но не переоформил её. Мужчина захотел, чтобы автомобиль эксплуатировался в Беларуси, но при этом находился на российском учёте. В итоге мошенник и белорус составили договор купли-продажи где-то в России, затем покупатель вернулся домой, а преступник выследил, где тот живёт, выждал подходящий момент и похитил автомобиль средь бела дня. Если бы белорус изначально поехал в отдел регистрации и проявил интерес к действительности сделки, то вовремя узнал бы, что в России ездит его «двойник». Получается, сначала преступник украл автомобиль в Санкт-Петербурге, изменил VIN, подделал документы, а затем совершил повторную кражу этого авто в Беларуси – вот так завязался преступный клубок, который, к счастью, удалось распутать, несмотря на старания каждого участника цепочки основательно замести следы.

Вероника Герега-Филипович (газета МВД Республики Беларусь «На страже»)
Ирина Турок (УИОС МВД Республики Беларусь)
Фото ГУУР МВД Республики Беларусь и с сайта av.by

В 2015 году в Республике Бела­русь зарегистрировано 239 краж и 923 угона автомобилей, в первом квартале текущего года – 38 краж и 135 угонов. К наиболее подверженным хищениям маркам относят ВАЗ (24%), Volkswagen (12,3%), Audi (6,4%), Ford (6%), Opel (4,6%). Около 70% похищенных и угнанных авто­машин составляют иномарки, про­изведённые более 15–18 лет назад. В целом, за 2015 год было обнаружено более 95% транспортных средств, похищенных и угнанных в Республике Беларусь.

30.08.2016Читать далее