Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

«Работы предстоит много…»

Начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников встретился с корреспондентами «Милицейской волны» и «Щита меча» и рассказал о состоянии дорожно-транспортного травматизма, проблемах и задачах службы на дорогах нашей страны.

- Михаил Юрьевич, 2018 год стал менее аварийным, чем предыдущий. Почему?

- Стратегия, выработанная правительством в рамках первой целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, создала положительную тенденцию по сокращению количества аварий, а также числа погибших и пострадавших в них людей. За 11 месяцев 2018 года этот показатель уменьшился более чем на 5 %, сохранено свыше тысячи человеческих жизней. Мы будем работать над тем, чтобы ситуация улучшалась и в дальнейшем.

- По статистике, самые страшные аварии происходят из-за выезда на встречную полосу. Как можно решить эту важную проблему?

- Действительно, за прошедший год более 5 тысяч человек погибли в ДТП из-за выезда на встречную полосу. Для их недопущения, там где позволяют условия, производится расширение разделительной полосы для монтажа барьеров. Вместе с Минтрансом России и Росавтодором мы рассматриваем возможность использования новых, более эффективных и облегчённых конструкций из композитных материалов. Они легче монтируются и проще реконструируются. Позволят водителям в любое время суток, любую погоду и время года лучше видеть профиль дороги и оценивать дорожные условия, что существенно снизит риск аварии. Установка таких ограждений сохранит тысячи жизней. Сейчас новинки проходят испытания.

- Зачастую сотрудники ДПС, прибывающие на место аварии, должны оказать помощь пострадавшим. Какое внимание уделяется медицинской подготовке инспекторов?

- Обучение оказанию первой помощи входит в подготовку каждого инспектора ДПС. На практике им часто приходится сталкиваться с очень тяжёлыми травмами у пострадавших. В таких случаях необходима именно квалифицированная помощь врачей. Не имея под рукой специального оборудования и медикаментов, можно навредить. К тому же такие повреждения часто имеют сложные реабилитационные периоды и могут привести к инвалидности. Поэтому важно, чтобы первая помощь была оказана профессионалами.

При лёгких повреждениях задача полицейских - помочь до приезда медиков. Это необходимо сделать в рамках «золотого часа», когда шансы на спасение наиболее высоки.

По статистике, из всех скончавшихся от ДТП граждан на месте происшествия погибают 60 % пострадавших. Остальные 40 % - в больницах или по дороге в лечебные учреждения. Поэтому мы способствуем размещению бригад скорой помощи на трассах на определённом расстоянии друг от друга, чтобы время прибытия на места аварий было минимальным.

Обязанность оказания помощи возлагается и на водителей, проезжающих мимо, поскольку именно они становятся очевидцами ДТП. Они готовы помочь, но часто не знают, как это сделать.

В образовательных программах автошкол есть раздел «Оказание первой медицинской помощи». Но, к сожалению, его изучение сильно «заужено» и формализовано. Вместе с Министерством здравоохранения мы будем рассматривать возможность проведения дополнительных занятий для кандидатов в водители.

- Одним из самых обсуждаемых нововведений стал проект поправок в Правила приёма экзаменов на право управления транспортными средствами. Каковы их особенности?

- По этому вопросу есть много недопонимания. В основном, широкий резонанс вызвало изменение первого этапа практического экзамена. Нужно разъяснить, что площадки и автодромы никто не отменяет. Они необходимы для обучения первоначальным навыкам управления автомобилем, чтобы потом можно было продолжить занятия на дороге.

Предлагается модернизировать второй этап испытаний - «город», добавив туда такие элементы, как параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве и другие, ранее выполняемые только на площадке. Ведь водители, прошедшие обучение, получают удостоверение для управления автомобилем в городских условиях, а значит экзаменатор вправе просить продемонстрировать любое из этих упражнений на дорогах общего пользования.

- Недавно в Общественной палате состоялся очередной Конгресс автошкол России. И там прозвучало заявление, что Госавтоинспекция хочет взять под контроль их деятельность …

- Мы действительно выступили с таким предложением. Считаем, что Рособрнадзор, который сегодня наделён полномочиями контроля за обучением в автошколах, из-за нехватки сотрудников не может выполнить в полном объёме весь спектр своих функций. Несколько десятков лет назад такие проверки проводила Госавтоинспекция, и это было достаточно эффективно.

Кроме того, существует много автошкол, которые только формально представляют необходимые документы при регистрации, а фактически не имеют базы для занятий на должном уровне. Либо изначально и не собирались проводить обучение, лишь продают всем желающим свидетельства об окончании, а они являются основанием для допуска к экзаменам в ГИБДД. В погоне за наживой таких «бизнесменов» совершенно не интересует безопасность дорожного движения.

В экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции кандидаты от таких автошкол отсеиваются сразу, ведь инспекторы видят, что они совершенно не готовы.

Чтобы минимизировать, а впоследствии и вообще прекратить деятельность нерадивых предпринимателей, мы предлагаем проводить выборочные проверки образовательных организаций.

- Автолюбителей интересует вопрос: что же будет с допустимым превышением скорости на 20 км/ч?

- На последнем заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в ноябре прошлого года был рассмотрен вопрос о снижении порога привлечения к административной ответственности за нарушение скоростного режима с 20 до 10 км/ч либо об упразднении этого допуска.

Это делается для того, чтобы уменьшить количество очагов аварийности и мест, где происходят наиболее тяжкие ДТП. Там снижение фактической скорости потока до разрешённых 60 или 80 км/ч могло бы существенно повлиять на число аварий и минимизировать их последствия.

Необходимо «паспортизировать» каждый участок дорог в стране и таким образом определять реально безопасную скорость на конкретном отрезке в соответствии с имеющимися условиями. Только после этого можно будет говорить об установлении жёстких ограничений скоростного режима.

По решению правительственной комиссии до 1 марта 2019 года МВД России совместно с Минтрансом России должны дать свои предложения по этому вопросу. Будем формировать их с учётом мнения населения, экспертов и соцопросов.

- Когда электронные водительские удостоверения сменят бумажные?

- Инициатива их внедрения действительно прорабатывается. Одним из возможных вариантов реализации данной новации предлагается создание электронной версии прав с их последующей интеграцией в смартфон, которые автолюбитель и будет предъявлять при необходимости.

В случае её реализации электронное удостоверение станет дубликатом привычного всем документа. При этом исчезнет необходимость иметь его при себе.

О точных сроках говорить преждевременно, поскольку ещё предстоит провести модернизацию оборудования, внести необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их выдачи.

- В следующем году планируется введение электронной формы паспорта транспортного средства. Что это даст Госавтоинспекции и автовладельцам?

- С 1 ноября 2019 года на все выпускаемые в обращение транспортные средства будут оформляться электронные паспорта, но для владельцев уже зарегистрированных в Госавтоинспекции автомобилей останется возможность получения бумажных ПТС взамен утраченных или пришедших в негодность.

Электронные паспорта будут содержать расширенный объём информации, в том числе сведения, необходимые для контроля соответствия требованиям безопасности конструкции каждого автомобиля.

- А как изменится алгоритм регистрации транспортных средств?

- Эти изменения планируются с августа 2019 года. Их инициатором стало МВД России.

Процедура регистрации автомобилей, особенно новых, станет проще. Автодилеры получат возможность осуществлять постановку на учёт и получение номерных знаков проданных ими машин без личного присутствия новых владельцев. А граждане - возможность подавать заявление об изменениях персональных данных посредством электронных обращений, без посещения соответствующих служб. К тому же россияне смогут официально выбирать буквенно-цифровые обозначения государственного номерного знака на будущем автомобиле.

Для полноценного введения этих новшеств необходимо принятие ряда нормативных правовых актов правительства страны и МВД России. Мы же, в свою очередь, постараемся максимально облегчить для граждан постановку-снятие автомобилей в регистрационных подразделениях ГИБДД.

- Расскажите о нововведениях, касающихся прохождения технического осмотра…

- Эта процедура должна быть, в первую очередь, честной. Нужно убедиться, что транспортное средство исправно. И только после этого оно может выезжать на дорогу.

Если обратимся к статистике, увидим, что ежегодно более тысячи ДТП происходит из-за неисправностей. Это серьёзная цифра.

К сожалению, некоторые операторы осуществляют контроль технического состояния машин формально. Выдают диагностическую карту автомобилям, что называется, не глядя. Необходимо предусмотреть ответственность для таких организаций. Тем более что на основании их заключений, не соответствующих действительности, страховые компании оформляют полисы.

Предлагается введение видео-съёмки при прохождении технического осмотра, но это потребует увеличения объёма хранимой информации в разы, что связано с определёнными техническими трудностями и вложением бюджетных средств. Считаю, что имеющаяся практика фотосъёмки машин с указанием времени и геолокации является достаточной для подтверждения нахождения автомобиля на СТО.

Отдельно нужно сказать о транспортных средствах повышенной опасности, к которым относятся автобусы. Ежедневно на них перевозятся тысячи пассажиров. В соответствии с нашим предложением, теперь техосмотр такой техники будет проводиться с обязательным присутствием сотрудника Госавтоинспекции.

- В прошлом году в ПДД неоднократно вносились изменения. Может быть стоит приостановить этот процесс либо сделать его более управляемым?

- Эта проблема была затронута в ходе семинаров по обмену опытом в области обеспечения безопасности дорожного движения, прошедших в декабре прошлого года.

В ходе дискуссии прозвучало предложение о целесообразности пересмотра алгоритма подготовки поправок. В частности, предлагаемые изменения должны быть подготовлены на основе коллегиального межведомственного обсуждения актуальных проблем нормативного правового регулирования в данной сфере, включая результаты анализа правоприменительной практики, обращений организаций и граждан.

Так, в 90-х годах функционировала межведомственная рабочая группа по рассмотрению инициатив и предложений о внесении изменений в нормативы в области дорожной безопасности, которая детально их прорабатывала. После чего готовились сами проекты. Мы с коллегами сошлись во мнении, что необходимо вновь создать такую рабочую группу.

Думаю, уже в первом квартале этого года рассмотрим это предложение в рамках Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

- Российская Госавтоинспекция регулярно обменивается опытом с зарубежными коллегами? Что они заимствуют у нас и что мы у них?

- Каждый день в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают тысячи людей. За год эта цифра превышает 1 миллион 300 тысяч человек. Конечно же, мировое сообщество этим обеспокоено и поэтому в части международного взаимодействия проводится большая работа.

Отправной точкой современного этапа сотрудничества в этой области можно считать Первую Всемирную министерскую конференцию по безопасности дорожного движения, прошедшую в Москве в ноябре 2009 года и собравшую более полутора тысяч участников из разных стран. Главным итогом конференции стало объявление Генеральной Ассамблеей ООН периода с 2011 по 2020 годы Десятилетием действий по дорожной безопасности. За эти годы в России было сохранено более 8 тысяч жизней.

Сейчас готовимся к всемирной конференции, которая состоится в феврале 2020 года в Стокгольме. Там планируется продление действующей стратегии на следующее десятилетие. В идеале к 2030 году мы хотели бы добиться нулевого показателя смертности на наших дорогах.

Кроме того, Россия традиционно становится автором специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по тематике дорожной безопасности, которые принимаются каждые два года, последняя - в апреле 2018-го. Россия внесла вклад в подготовку Целей устойчивого развития - программного документа ООН на период до 2030 года, обеспечив включение в него вопросов безопасности на дорогах. Мы поддержали идею и способствовали созданию специального Целевого фонда ООН, из которого будут дотироваться мероприятия по снижению смертности, главным образом, в странах с низким и средним доходом населения.

Официальным представителем государств - членов ЭСКАТО в этом фонде избран первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой.

- С каждым днём количество камер фиксации нарушений увеличивается. Под этим предлогом закрыты некоторые посты ДПС. Неужели техника сможет заменить живого инспектора? Как быть с проверками на дорогах?

- Конечно, камеры никогда не смогут заменить сотрудника. Инспекторы ГИБДД не только следят за соблюдением ПДД, но и выполняют общие полицейские функции, несут службу по охране правопорядка, выезжают на сообщения «02». Дежурные части направляют экипажи туда, где необходима профилактика уличной преступности.

Если говорить о дорожной безопасности, то пресечь правонарушение - это одно, а предотвратить его совершение в дальнейшем - это другое. Например, ни одна камера не определит, что водитель пьян. С введением уголовной ответственности за это нарушение общий показатель выявленных нетрезвых автолюбителей снизился. Но говорить, что эта проблема решена, ещё рано.

Частично закрытые посты ДПС в дальнейшем планируется преобразовать в другой формат. Хотелось бы видеть там медицинского работника или наряд скорой помощи. Площадки для стоянки. Ведь в стране так много водителей, работающих на дальних маршрутах. Они часто нарушают режим труда и отдыха, засыпают за рулём. Остаётся актуальной и проблема противоправных действий в отношении водителей и их груза со стороны криминальных элементов. А ещё многие путешествуют на большие расстояния. Им тоже нужен отдых.

- Какие задачи стоят перед Госавтоинспекцией в наступившем году?

- В первую очередь, это реализация целей, намеченных в двух важнейших документах, подписанных в прошлом году. Первый - это «Стратегия по повышению безопасности дорожного движения». В ней есть указание о реализации проектов в части повышения безопасности и качества наших дорог.

Из этой концепции вырос второй документ - федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Там намечены задачи не только для Госавтоинспекции, но и для Министерства транспорта, Министерства здравоохранения, Министерства просвещения, МЧС России и других органов власти. В Государственной Думе и Правительстве Российской Федерации рассматриваются нормативно-правовые акты, позволяющие усилить ответственность по некоторым составам нарушений Правил дорожного движения. Будут модернизированы конструкции улично-дорожной сети, пешеходные переходы, установлено разделительное ограждение встречных транспортных потоков. Работы предстоит много.

Беседу вели Роман ЧУПРОВ
и Олег МОРОЗОВ
Фото Владислава ГАЛЕНКО, Дмитрия ЛЫКОВА
и Павла Герасимова

Полную версию интервью слушайте в программе «Прямой разговор» на радиостанции «Милицейская волна».

21.01.2019Читать далее