Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Пусть звучит романтика в сердцах

Этот человек более 25 лет работает в киноиндустрии, где создаёт эффектные экшен-сцены: погони, взрывы, пожары, аварии. Все трюки, связанные с риском для жизни, он выполняет сам. Корреспонденту «Щита и меча» удалось пообщаться с создателем и руководителем школы каскадёров «Мастер» Игорем Паниным.

- Игорь Николаевич, что привело вас в столь необычную профессию?

- Я считаю, что родился каскадёром: когда моя мама была на восьмом месяце беременности, отец вёз её в роддом. На зимней дороге машину занесло и закрутило. Автомобиль съехал в кювет и врезался в сугроб. Слава богу, всё обошлось. Но, видимо, часть адреналина передалась мне, и это определило дальнейший жизненный путь.

В детстве я ломал свои игрушечные машинки, сталкивая их между собой. Позже, в юности, меня тянуло к рискованным увлечениям: гонкам, мотоциклам. Через много лет, когда стал каскадёром, начал получать неподдельное удовольствие, исполняя опасные трюки. Сегодня во время наших выступлений взрываются и переворачиваются от 20 до 50 автомобилей в год. Эмоций хватает всем - и нам, и зрителям.

- Ваша работа связана с риском для жизни, как относится к этому семья?

- Супруга мне помогает, переживает и поддерживает. Конечно, ей не хочется, чтобы я участвовал в рис­кованных постановках, но от этого никуда не деться. На личном примере нужно показывать молодым, как правильно выполнять сложные трюки. Ведь если я не могу что-то сделать сам, то никогда не пошлю на это менее опытного товарища.

- Проехать на машине на двух колёсах для вас, наверное, проще простого?

- Поставить автомобиль на два колеса не сложно, но, чтобы делать это уверенно и проезжать в таком положении некоторое расстояние, нужно учиться не меньше года.

На протяжении нескольких лет я участвовал в подготовке пилотажной группы московского ГИБДД «Каскад». Сейчас они отлично выполняют элементы стантрайдинга, дрифта, ставят патрульные машины на два колеса и показывают другие элементы водительского мастерства. Зрители находятся под впечатлением от каждого их выступления.

- Исполнение трюков требует хорошей подготовки, каким видом спорта должен заниматься будущий каскадёр?

- Важно иметь отменную физическую форму. Но самое главное - это желание и постоянные тренировки. Тогда всё получится.

Я с восьми лет занимался классической борьбой, с 12 - боксом. Позже были мои любимые картинг, автогонки, мотокросс. В последнем виде стал мастером спорта СССР.

Полученные в профессии навыки могут помочь спасти человека в экстремальной ситуации. Например, когда угрожает опасность на пожаре или в воде. Так, за три месяца ученики школы «Мастер» осваивают безопасное падение в бассейн с 10 и даже 15 метров. На одной задержке дыхания каждый из них может поднять со дна несколько кирпичей.

- Профессия довольно специ­фическая, а кто занимается в вашей экстремальной школе?

- Коллектив у нас неоднородный. Например, в «Мастере» есть 60-летний мужчина и его 15-летний внук. Они принимают активное участие в киносъёмках.

Каждый год в нашу школу приходят до полусотни ребят. Остаются далеко не все, ведь каскадёр - это образ жизни. Только через три года практики они могут называть себя начинающими. Причём таких сейчас большинство.

- На первый взгляд кажется, что каскадёры, как кино­звёзды, знамениты, успешны, в их жизни много романтики. Это правда?

- На самом деле у нас тяжёлая и грязная работа. Много времени занимает подготовка. Чтобы полностью овладеть нашей профессией, нужно уметь держать в руках инструменты, поскольку никто, кроме тебя, не сможет правильно построить трамплин, разложить маты или коробки, продумать маршрут погони, рассчитать моменты взрывов пиротехники и разъезда машин, чтобы они не столкнулись раньше времени. Необходимо умение разбить автомобиль так, как это нужно для съёмок. А в конце следует всё за собой убрать. И только после, когда весь инвентарь привезён на базу, можно выдохнуть.

- Вы организовали множество экстремальных мероприятий, а какое, на ваш взгляд, оказалось самым сложным?

- Пожалуй, большим безумием было организовать Международный фестиваль каскадёров «Прометей» в 2012 году. Представьте шоу, на которое съезжаются самые бесстрашные трюкачи со всего мира. Каждый из них хочет выполнить сложные элемен­ты, чтобы удивить зрителей и особенно коллег. Получилось грандиозное по размаху шоу. Море огня, взрывов, риска и, конечно, адреналина.

Главным арбитром фестиваля был знаменитый киноактёр Джеки Чан.

- Основанная вами школа существует с 1992 года, как отметили недавний день рождения «Мастера»?

- В парке киноприключений отметили 26-летие нашего объединения. Шоу называлось «Искусство невозможного». На праздник приезжали наши коллеги со своими программами из восьми стран. Кроме того, было много отечественных знаменитостей. Зрители смогли увидеть много трюков, используемых в большом кино. В первых рядах шоу смотрели более 50 детей сотрудников МВД, погибших при исполнении служебного долга. Они регулярно посещают нас и на других мероприятиях.

- В 2016 году вы приняли участие в восхождении на Эльбрус...

- Это была акция, проведённая нашей школой каскадёров сов­местно с мотоклубом «Ночные волки». В команду альпинистов входили и сотрудники полиции. Главной задачей была установка мирового рекорда: подъём на высоту 5642 метра самого большого знамени России размером 40 на 24 метра. Конечно, было нелегко, но нам удалось разместить российский флаг на вершине.

- Вы - вице-президент Федерации исторического фехтования России, чем оно отличается от всем известного олимпийского вида спорта?

- Эта задумка впервые осуществлена в 1992 году, когда был проведён первый турнир. В соревнованиях участвуют много ребят, занимающихся историческими реконструкциями. Они сами изготавливают защиту - доспехи, кольчуги и кожаную амуницию. Сражения проходят на затупленных мечах, топорах и палицах.

Парни зрелищно бьются «на железе» и воссоздают дух времени наших предков: викингов, русичей, вятичей. Битва в полный контакт. Разрешается наносить практически любые удары, кроме колющих, чтобы избежать серьёзных травм.

Сейчас историческое фехтование обрело много поклонников и разделилось на различные направления. Проводятся даже чемпионаты мира. Российская команда по бугурту - рыцарским сражениям 20 на 20 - безоговорочно побеждает всех и всегда.

- Есть ли трюк мечты, который хотелось бы исполнить?

- Существует серия таких задумок, даже отдельное шоу. Например, все знают фристайл на мотоциклах, с прыжками и вращениями на трамплинах. Не так давно мы начали исполнять подобное на автомобилях, и это гораздо зрелищнее. Машины у нас делают как переднее, так и обратное сальто, а потом приземляются на колёса. Из таких трюков хочется создать большую программу и добавить элемент соревнования.

- Вы имеете опыт съёмок как в воздухе, так и под водой. Какие из них сложнее?

- Самое трудное - это постановка крупных батальных сцен с большим количеством действующих лиц. Например, 50 человек массовки, 30 каскадёров, куча оборудования и пиротехники. Бывало, что в таких съёмках участвовали и военные танкисты. Когда всё вокруг рушится и взрывается, неподготовленный человек из числа статистов может повести себя неправильно. Всё это тоже необходимо учитывать.

Подводные съёмки одни из самых сложных. У многих каскадёров узкая специализация: кто-то хорошо выполняет автотрюки, другие отменно прыгают с парашютом, третьи уверенно чувствуют себя в воде.

В фильме «Любовь-Морковь» мы подготовили сцену погони с падением в реку машины, в которой по сюжету ехали герои Гоши Куценко и Кристины Орбакайте. Когда авто пробило ограждение набережной и упало вниз, в нём были каскадёры. Подводные съёмки проводились уже без дублёров. Актёры снимались в бассейне с помощью профессиональных дайверов.

По сценарию после погружения автомобиля герой Гоши спасает свою супругу, поднимая её на поверхность. Кстати, Куценко практически во всех фильмах выполняет трюки сам. Как-то раз в одной из поставленных мной сцен самостоятельно перевернул машину.

Экстремальные съёмки в воздухе тоже выполняются, но редко. У отечественных режиссёров на них практически нет спроса.

- Зависит ли оплата от сложности сцены?

- Да, и очень сильно. А ещё у нас говорят, что самый сложный трюк - это получить деньги от продюсера за выполненную работу.

Олег МОРОЗОВ
Фото Андрея ЛИСОВСКОГО и из личного архива Игоря Панина

07.07.2018