Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Крылья подарила школа

Константин Горбунов - живописец Студии художников имени В.В. Верещагина МВД России. Чтобы создать портреты героев прошлых лет, мастера изучают доступный фотоматериал. Но бывает и так, что его нет. Тогда приходится реконструировать образ человека по рассказам и источникам, найденным в архивах. Наш корреспондент узнал, как это происходит.

- На формирование творческой личности влияет то, где человек растёт, какие люди его окружают. Константин, где прошло ваше детство?

- Истоки моего творчества в детстве, которое я провёл на Костромской земле, где родился и вырос. Моими любимыми игрушками были кисточки и карандаши. В детском саду у меня был друг, который тоже рисовал. Нас называли Карандаш и Кисточка, причём последним был я. Мне было немного досадно, ведь карандашом можно нарисовать что угодно, а вот кисточкой нет. Так тогда казалось. Мне нравилось раскладывать цветные карандаши или мелки по порядку: жёлтый, оранжевый, красный! И ещё у меня был маленький этюдник, почти как настоящий, с длинным ремешком. Я везде его носил с собой, через плечо. Его подарил отец-художник. Именно он дал мне первые уроки. В его мастерской я мог находиться часами.

- А где оттачивали своё художественное перо?

- Отучившись в Ярославском художественном училище и отслужив в армии, решил продолжить образование в Академии живописи, ваяния и зодчества. Помню первую встречу с Ильёй Сергеевичем Глазуновым. Он смотрел работы абитуриентов и либо допускал, либо нет к поступлению. Мастер подошёл ко мне и отметил последние натурные этюды. «Надо же, выбрал именно те, которые нравятся и мне самому!» - подумал я. Общение с живописцем в годы обучения стало для меня путеводной нитью по жизни. Время, проведённое в стенах родной академии, не прошло даром: я получил достаточный опыт в технике рисунка и живописи. Многое почерпнул в залах Эрмитажа и Третьяковки, которые посещал, чтобы постигнуть непревзойдённую технику великих художников.

Итогом академического обучения стала большая дипломная работа: портрет Сергея Рахманинова. Продолжил тему и в дальнейшем: написал несколько картин, которые хранятся в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова.

- Дипломная работа - последняя учебная и первая творческая.

- Школа - это крылья. Крылья нужны художнику для свободного, творческого полёта, - говорил нам Илья Сергеевич. Крылья выросли, и я полетел.

- Какое направление в творчестве вам ближе всего?

- Не считаю себя художником одного направления. После окончания академии меня пригласили преподавать в альма-матер. Это позволило продолжить общаться с Глазуновым - художником мирового значения. Всё, чему он учил, позволило обрести достаточно фундаментальные знания. Мэтр говорил, что главное для художника - это картина. А это прежде всего смысл, тема, идея. Большое полотно иногда может включать в себя и портрет, и пейзаж, и даже натюрморт. Все великие художники создали большие и известные тематические произведения. Картина - высшая стадия мастерства, и я всегда к этому стремился. Но истина заключается в том, что портрет - тоже очень сложная задача в изобразительном искусстве. Ведь он должен быть непременно похожим на реального человека, а вот у исторического персонажа - сходство обусловлено авторским прочтением.

Мне удалось создать портреты наших известных современников: Владимира Путина и Рамзана Кадырова, Владимира Васильева и Александра Зиновьева, - они вошли в серию «Судьбы», а также воскресить образы известных исторических личностей: Михаила Романова и Александра Суворова, Юрия Долгорукого и Екатерины II, Николая I и Николая II, Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича Романовых.

Но я пишу и простых интересных людей, с которыми живу по соседству, знакомых, просто прохожих. Стремлюсь правдиво отобразить образ человека и понять его внутренний мир. Мне интересно всё, что окружает персонажа: дети, обжитый им дом, в котором горит тёплый свет, накрытый стол, какие-то обычные вещи, которые не заметны, но они согреты человеческой душой.

- В чём сложности написания исторических героев?

- В нашей студии мы пишем портреты героев прошлых лет и нынешних ветеранов МВД, изучая доступный фотоматериал. Но бывает и так, что его нет. Приходится реконструировать образ человека по рассказам и источникам, найденным в архивах.

Реконструкция - настоящее исследование художника, его погружение в историю. В результате может появиться новый образ героя. В этой работе важно точное воспроизведение исторических деталей. Художник по крупицам собирает документы, детали костюмов того времени, вплоть до количества медалей и орденов на кителе, правильности их расположения. Достоверность и художественность должны обязательно присутствовать в портретах. Внимательный зритель может увидеть это на созданных мною картинах: «Ростопчин Фёдор Васильевич, генерал-губернатор Москвы», «Салтыков Василий Фёдорович - Санкт-Петербургский генерал-полицмейстер», «Чичерин Николай Иванович - Санкт-Петербургский губернатор», «Шульгин Александр Сергеевич - обер-полицмейстер Москвы», «Поднятие колокола на колокольню Ивана Великого», «Князь Дмитрий Пожарский - начальник Разбойного приказа».

- Ваши работы - пример того, насколько тонко художник чувствует душу человека и природу…

- Много внимания уделяю живописи с натуры. Любимыми местами были и остаются Костромская глубинка и Подмосковье. Побывал с этюдником в Греции, Хорватии, Черногории, Южной Индии, Сербии. Но приоритетом моего творческого вдохновения остаётся пейзаж Средней полосы России.

За последние годы создал много картин, связанных с историей родного края, охватил несколько российских областей и городов с уникальными памятниками истории и культуры. Все они всё ещё хранят удивительную красоту необъятной России.

Ценный опыт приобрёл, работая в бригадах художников на монументальных росписях в храме Христа Спасителя, в Успенском соборе в Дмитрове, в храме Преподобного Серафима Саровского в Софрино и в Новоиерусалимском монастыре.

Сейчас передаю свои знания ученикам на факультете живописи академии, где являюсь доцентом кафедры академического рисунка.

Беседу вёл Владислав ГАЛЕНКО
Фото автора
и картины Константина Горбунова

  





Визитная карточка

Константин Горбунов родился в семье графика, монументалиста, художника Костромского драмтеатра Юрия Горбунова. Получил образование в Ярославском художественном училище. Позже окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. В его творческом багаже портреты современников, пейзажи Средней полосы России, а также работы, посвящённые истории страны. Известный художник Студии художников имени В.В Верещагина МВД России, работающий в традициях школы русской реалистической живописи. Член Союза художников России и Творческого союза художников России.

Создал более сотни графических листов и более двухсот живописных картин. Кисти художника принадлежат: серии портретов «Дороги войны», «Судьбы» и «Портреты современников»; серии пейзажей «Образ Северной столицы», «Хорватия», «Улицы Новгорода», «Подмосковье», «Москва современная»; серии картин «Образ детства», «Птичий двор», «Вальс цветов»; пейзажные циклы по Черногории и Греции.

Работы Горбунова были неоднократно представлены на коллективных и персональных выставках и отмечались многочисленными наградами.

20.07.2019