Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Быть в тренде, или Как избежать проблем при аренде

Российский рынок каршеринга входит в число самых быстрорастущих в мире. Проект появился в столице несколько лет назад и сразу пришёлся по душе людям. По меньшей мере 17 московских фирм сегодня предлагают услуги краткосрочной аренды автомобилей. Следом потянулись и другие города, где сервис тоже набирает популярность. Но есть у него и серьёзные минусы. Среди них - размытые рамки суммы франшиз в случае аварии, да и условия договора отчасти кабальные. Так что же таит в себе новая площадка? Разбираемся вместе!

Простая арифметика

- В российском каршеринге находится немногим более 28 тысяч автомобилей, - рассказывает заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - В столице задействуются порядка 23 500, включая машины подмосковных «прокатных» компаний, аренду которых можно завершить в Москве. Уже в ближайшие годы, учитывая постоянно растущую популярность этого современного вида транспортных услуг, можно с уверенностью прогнозировать значительное увеличение автопарка каршеринга в московском регионе.

Такого же мнения придерживаются и в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. Здесь считают, что к 2020 году арендных «железных коней» будет около 30 тысяч. Пока к услуге прибегают 140 тысяч раз ежедневно. То есть за руль одного автомобиля в сутки в среднем садятся шесть водителей.

По словам руководителя департамента Максима Ликсутова, почти миллион человек пользуются каршерингом регулярно. 54 % москвичей - несколько раз в неделю, 21 % - хотя бы раз в месяц. 84 % пользователей добираются на арендованном авто на работу или эксплуатируют во время коротких поездок. Этот умный сервис дополняет существующие виды городского транспорта, становясь альтернативой личной машине.

- При этом общее количество зарегистрированных в Москве автомобилей уже составляет около 7,2 млн, - приводит статистику Владимир Кузин. - Ежедневно по городу передвигается до 3,6 млн единиц автотранспорта.

Бот на связи

Станем пользователем каршеринга вместе, пройдя все этапы. Итак, находим подходящее приложение в мобильном маркете. Скачиваем программу на смартфон. Для регистрации вводим адрес электронной почты вместе с паролем. Подтверждаем номер телефона, активируем шестизначный код из смс. Теперь на связи бот. Соответствуете условиям? Тогда готовим документы - паспорт, банковскую карту, а также водительское удостоверение.

Не спешим. Внимательно читаем лицензионное соглашение и условия. На мой взгляд, тонкий момент в первом документе - вопрос с персональными данными. Надо помнить, что они будут храниться и обрабатываться, а также могут быть переданы партнёрам исключительно для оказания услуг в рамках использования сервиса.

Подписывая документ, вы разрешаете проверить через доступные базы данных свою кредитную историю. В условиях пользования подробно описаны все опции, которые будут доступны после активации аккаунта. Среди них - радар, бронирование, прогрев авто и заправка.

Далее фотографируем водительское удостоверение. А теперь делаем селфи с паспортом, в заключение привязываем банковскую карту. Для проверки бот списывает и тут же возвращает на счёт незначительную сумму. Последний шаг - звонок электронного помощника. Вопрос прост: авто какой марки новый пользователь хотел бы видеть в парке. Теперь ваши документы отправляются на рассмотрение.

В Сети нашла много жалоб на то, что некоторые аккаунты блокируются без объяснения причин, другим не дают доступ, у третьих возникают проблемы с фото документов. Меня в сервисе зарегистрировали за час. К слову, имею безаварийный стаж вождения 14 лет. Теперь могу добираться до нужного места не только на общественном транспорте и личном автомобиле, но и на каршеринговом.

От опций до статистики

Стоимость аренды зависит от выбранной компании-оператора, но в среднем от 6 до 10 рублей в минуту. Цена может измениться. О чём сервис обязательно предупредит письмом по электронной почте. Не пропустите его!

Пользование освоит даже школьник. Зайдя в личный кабинет, бронируем машину. У нас есть время, чтобы добраться до места, где она припаркована. Транспортное средство открывается с помощью мобильного приложения, необходимые докумен­ты уже лежат в салоне, а ключ - в замке зажигания. Перед началом поездки внимательно осматриваем авто, проверяем, нет ли повреждений. Если таковые имеются, фотографируем и отправляем оператору с помощью того же приложения.

Прямо сейчас в зоне пешей доступности от меня три иномарки - Kia Rio, Volkswagen Polo и Peugeot Expert. Последний - грузовой, два часа его аренды стоят 1413 рублей. Выбирая автомобиль, в приложении можно поставить фильтры: детское кресло, бортовой компьютер и полный бак. Есть возможность определиться и с маркой. На каждый день - авто попроще можно выбрать в закладке «Шаттл». Хотите покруче, тогда в категорию «Огонь». Например, аренда Range Rover Velar на сутки обойдётся без малого в 10 тысяч рублей.

А теперь перейдём к другой стороне вопроса. С января по сентябрь 2019 года в России зарегистрированы 116 908 дорожно-транспортных происшествий. 374 аварии произошли с участием транспортных средств краткосрочной аренды - в них погибли 18 человек, 504 получили ранения различной степени тяжести.

Сегодня система каршеринга действует в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Сочи, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, Красноярске, Грозном, Ростове-на-Дону, Казани, Туле, Челябинске, Перми, Волгограде и Воронеже. Как утверждают в ГУОБДД МВД России, сфера краткосрочной аренды автомобилей, в которой активно используются телекоммуникационные технологии, но при этом отсутствует должная проверка обоснованности допуска граждан к управлению транспортными средствами, является одной из проблемных зон. В перспективе это может оказать - если заранее не принять превентивных мер - негативное влияние на состояние безопасности пассажирских перевозок в крупных городах. Так, весной этого года в столице по вине водителя каршерингового автомобиля произошло ДТП с участием двух машин. Мужчина не имел права управления, но получил доступ к транспортному средству по чужому аккаунту. В результате допустил столкновение на перекрёстке. Погиб один человек, предполагаемый винов­ник аварии арестован.

Исключить фейки

По действующему законодательству при фиксации нарушений ПДД техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, к административной ответственности привлекаются собственники транспортных средств, в нашей ситуации - каршеринговые компании. Последние списывают суммы наложенных штрафов со счёта арендатора. В случае использования им поддельного аккаунта штраф взимается с непричастного к нарушению Правил дорожного движения человека. В ГУОБДД МВД России неоднократно поступали обращения от граждан по вопросу блокировки интернет-ресурсов, предлагающих купить фейковые учётные записи каршеринга.

- Проверка водительских удостоверений может быть осуществлена с помощью интерактивного сервиса информативного характера, размещённого на интернет-сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф), - напоминает заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - Он позволяет не только подтвердить факт выдачи Госавтоинспекцией водительского удостоверения, но и получить сведения о судебных решениях в части лишения владельца документа права управления транспортными средствами. Данная услуга предусматривает получение информации посетителями интернет-сайта в свободном доступе.

В настоящее время прорабатывается возможность автоматизации массовых проверок, а также создание интерфейса (API) для подключения информационных систем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по аренде машин, перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Предполагается, что необходимые сверки в обязательном порядке будут осуществляться организациями, работающими в этой сфере. Такой контроль станет вестись при приёме на работу водительского персонала, а также при предоставлении гражданам услуги каршеринга.

Нам такой закон нужен

Как утверждает один мой знакомый, довольно опытный парламентарий, сегодня законодательство развивается совсем не так, как раньше. В прошлом веке законы писали заранее - до того, как возникали общественные отношения, требующие регулирования. Сейчас всё наоборот - сначала появляются сферы развития экономики, потом долго обсуждают: а нужен ли специальный правовой акт.

Надо понимать, что проблемные моменты и споры у всех сторон уже возникших и действующих общественных отношений не исчезнут, пока кто-то чётко и ясно не разъяснит права, обязанности и ответственность. В связи с увеличением числа аварий, рассматривается введение ограничений пользования сервисом каршеринга для водителей, которые лишались прав. При этом назревает необходимость создания единой базы злостных нарушителей. В неё, кстати, могут попасть и неплательщики штрафов.

Поддерживают идею ужесточения правил и важность разработки отдельных нормативно-правовых актов и в Госдуме. В частности, депутат Вячеслав Лысаков высказался в поддержку решения Госавтоинспекции повысить требования к клиентам каршеринговых компаний. Он отметил, что пока сервис никак не регулируется законом, оператор даже может выдать машину людям, не имеющим прав. И такие случаи были.

Обратная сторона медали

Отзывы о каршеринге в Интернете встречаются как крайне положительные и хвалебные, так и резко отрицательные. Кто-то не может дозвониться до оператора, чтобы решить возникшую проблему, другие возмущаются отказом в регистрации или блокировкой аккаунта. Жалуются и на частую поломку автомобилей.

Сервис, безусловно, полезный. Но есть настораживающие моменты. В первую очередь то, что правила аренды могут поменяться без всякого предупреждения. Проект коммерческий, и никто не станет работать в убыток, поэтому операторы так или иначе будут покрывать ущерб любыми способами. С водителя, например, могут потребовать возместить небольшие поломки автомобиля, к которым он не причастен. Беря дорогую иномарку, надо помнить о франшизе на случай аварии. Сумма может оказаться довольно крупной.

Юристы советуют как можно тщательней производить осмотр машины перед началом аренды. Включите световые приборы, проверьте наличие повреждений. Если они есть, свяжитесь с представителем компании.

Специалисты отмечают: в стране пока нет единых правил каршеринга. Отношения в этой стремительно развивающейся отрасли регулирует гражданско-правовое законодательство, а также договор краткосрочной аренды. Последний, кстати, пользователи не могут изменить, даже если не согласны с каким-либо условием.


Это интересно

Каршеринг - один из видов краткосрочной аренды, срок которой может составлять от одной минуты. Такого не встретишь в обычном прокате автотранспорта. Услуга стала развиваться недавно с повсеместным применением Интернета.

***

Исследование услуг каршеринга показало: хакеры могут взламывать учётные записи пользователей и арендовать машину за счёт другого человека. Также киберпреступники способны выкрасть личные данные клиентов.

***

С января по сентябрь этого года с участием транспортных средств краткосрочной аренды зарегистрировано 374 аварии. В них погибли 18 человек, 504 получили ранения различной степени тяжести.

Елена ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия ЛЫКОВА
г. Москва


А как у них?

Поют песни и никуда не едут

Всё больше японцев, берущих автомобили в прокат, не используют их по прямому назначению. Этих пользователей не интересует путешествие из точки А в точку Б. Вместо этого они удовлетворяют ряд нужд - в машинах работают, едят, спят, хранят личные вещи и даже изучают иностранные языки и записывают рэп-треки. Клиенты могут арендовать авто 24 часа в сутки. При этом полчаса использования стоит примерно 400 иен - около 235 рублей. Эти преимущества заставляют жителей страны восходящего солнца находить сервису новое применение.

Законодательство США не видит в каршеринге ничего плохого. По факту, если ты имеешь водительское удостоверение, можешь стать пользователем. Но страховые компании вводят дополнительные барьеры, ограничивающие водителей по возрасту и стажу вождения.

В Германии этот вид услуг популярен как среди местных жителей, так и туристов. Основное преимущество - значительное снижение расходов на транспорт и свобода передвижения. На территории страны работают более сотни операторов, но большинство из них предоставляют услуги лишь в крупных городах. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в нём и оплатить первоначальный взнос в пределах 30 евро. Из требований: возраст от 19 лет и стаж вождения от 1 года. Туристам понадобятся права международного образца. 

14.11.2019