Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Когда дороги станут безопасными?

В последнее время государство и общество уделяют всё больше внимания проблемам аварийности. Поставленные цели амбициозны: в ближайшие пять лет число погибших должно уменьшиться в 3,5 раза, а к 2030 году достигнуть нулевой отметки. Совершенствование законодательства, обустройство улиц и трасс, техническое оснащение ГИБДД позволили добиться заметного снижения количества ДТП. Однако ситуация далека от благополучной. Взять, к примеру, Воронежскую область: несмотря на то, что за последние четыре года число смертей на дорогах региона сократилось на треть, тяжесть последствий автоаварий остаётся на высоком уровне - в среднем двое-трое погибших, 20 пострадавших за неделю. С какими проблемами сталкиваются полицейские при решении поставленных задач? Кто виноват и что делать? Два «вечных» вопроса стали ключевыми в беседе нашего корреспондента с представителями областной Госавтоинспекции.

Корень зла - в безнаказанности

Генерал-лейтенант полиции Михаил Бородин в первые дни после назначения на должность начальника ГУ МВД России по Воронежской области в октябре прошлого года поставил перед подчинёнными задачу: навести порядок на дорогах. Статистика показывает, что третья часть всех ДТП - наезды на пешеходов, большинство остальных - столкновения транспортных средств. Поэтому руководитель главка призвал особое внимание уделить безопасности на «зебрах» и проблеме откровенного пренебрежения ПДД водителями, в первую очередь - маршрутных такси.

По мнению старожилов региональной Госавтоинспекции, одним из факторов, провоцирующих аварийность, является чувство безнаказанности участников дорожного движения.

- Каждый десятый автолюбитель, согласно нашей статистике, покидает место ДТП, - говорит капитан полиции Виктор Богданов, инспектор по исполнению административного наказания ОБ ДПС УМВД по г. Воронежу. - В 2018 году их было зарегистрировано более трёх тысяч. Только в редких случаях бегство можно списать на стресс. В большинстве своём виновниками происшествия руководит желание уйти от ответственности.

Инспектор, отвечающий за розыск транспортных средств, скрывшихся с мест аварий, считает: принятые в последние годы нормативные акты, направленные на облегчение жизни автолюбителей, в то же время создали немало новых проблем для правоприменителей на «земле». Например, по новым правилам владелец машины может её продать, не снимая с регистрационного учёта. Казалось бы, удобно, но это только на первый взгляд. ГИБДД и налоговая узнают о сделке, только когда покупатель приедет и поставит автомобиль на учёт, указав нового собственника. А если он этого не сделает? В случае ДТП установить и разыскать настоящего нарушителя будет гораздо сложнее. Ведь неизвестно, кто катается за рулём. Возможно, транспортное средство уже продано третьей стороне. И тогда - ищи ветра в поле! Да и жизнь добросовестным водителям это не упростило: все штрафы приходят бывшему владельцу, за которым всё ещё числится авто. Вот и приходится доказывать, что оно уже ему не принадлежит.

Есть и другие нюансы, позволяющие скрывшемуся с места аварии избежать наказания. Дело в том, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня ДТП.

- Сотрудник ГИБДД в короткие временные рамки должен не только установить личность водителя, но буквально за руку привести его к мировому судье, который и определит меру наказания, - продолжает капитан полиции Виктор Богданов. - Бывают случаи, когда мы потратили невероятные усилия, чтобы найти беглеца, приходим по адресу проживания, знаем, что он находится дома, но ничего не можем сделать: разыскиваемый просто не открывает дверь. Возможности организовать дежурство у его порога нет. Не исключено, что уверенный в своей безнаказанности негодяй завтра совершит более серьёзное правонарушение.

Важно заметить, что срок давности относится исключительно к административному нарушению закона. Например, при наезде на пешехода, будь то серьёзные телесные повреждения или смерть пострадавшего, наступает уголовная ответственность.

Есть у инспектора своё мнение и относительно административного ареста. Он считает эту меру недостаточно эффективной. В этом случае закон гуманен… к нарушителям: к труду теперь можно привлечь только с согласия арестованного. Поэтому многие воспринимают 15-суточную изоляцию как возможность отдохнуть за государственный счёт. Не санаторий, но трёхразовое питание обеспечено!

Попытка № 58

В Ленинском районе Воронежа, на улице Большой Стрелецкой, произошло ДТП. Неустановленный автомобиль сбил девушку на тротуаре. Водитель скрылся с места аварии. Супруг пострадавшей был готов оказать любое содействие полицейским, чтобы беглеца нашли, и как можно быстрее. Но очевидцы отсутствовали. Из улик - только разбитое зеркало заднего вида.

Инспекторы ГИБДД работали в режиме цейтнота. Установили, что, скорее всего, нарушитель управлял автомобилем китайского производства «чери». Эту модель выпускают не только в Поднебесной, но и на просторах СНГ. Полицейским предстояло отработать более 2000 транспортных средств. Под подозрение в результате попали около 80. В день приходилось осматривать по 2-3 машины, а иногда и больше. Через полтора месяца розыска нашли злополучный автомобиль с соответствующим повреждением. Он был 58-й по счёту и принадлежал даме бальзаковского возраста, проживающей в загородном доме. Как оказалось, в тот день за рулём был её супруг, который в последние два месяца пребывал в состоянии запоя.

Стражам правопорядка разыскиваемый открыл дверь в состоянии тяжелейшего похмелья. Он долго не понимал, чего от него хотят.

- Мы привели мужчину в чувство, стали расспрашивать, - рассказывает инспектор по исполнению административного наказания ОБ ДПС УМВД по г. Воронежу капитан полиции Алексей Дедов. - Он даже не помнил, что сбил человека! Собранная доказательная база позволила привлечь виновника происшествия к ответственности. Однако через некоторое время осуждённый попал под амнистию и вышел на свободу. А девушка осталась инвалидом…

- Пьяные за рулём - беда, с которой надо бороться всем миром, - считают сотрудники региональной ГИБДД. Практически все инспекторы единодушны в том, что необходимо ужесточить наказание в отношении нетрезвых водителей, из-за которых погибли или покалечились люди. А вот по поводу так называемых антиалкогольных рейдов на дороге мнения разделились. Одни считают: не надо о таких мероприятиях объявлять заранее, пусть они носят неожиданный характер, тогда и нарушителей больше попадётся. Другие, напротив, уверены, что лучше предупредить любителей выпить. Если хоть несколько из них в эти дни не сядут за руль в пьяном или наркотическом дурмане, возможно, чья-то жизнь и здоровье будут спасены.

Эх, прокачу!

В 2018 году в Воронежской области произошло 210 аварий с участием автобусов: это на 10 % больше, чем в 2017-м. Погибли 23 человека и 311 получили травмы. Больше половины ДТП устроили маршрутчики.

- В гонке за пассажирами водители проявляют невнимание и неуважение друг к другу, сознательно пренебрегают ПДД, выезжают на встречную полосу, проезжают на запрещающий сигнал светофора, высаживают пассажиров посередине проезжей части. Основные причины нарушений лежат в экономической сфере, - считает начальник УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области полковник полиции Евгений Шаталов.

Он убеждён: оплата за проезд, которую вносят граждане, должна поступать в бюджет города, а мэрия уже сформирует заказ - сколько людей нужно перевезти в год - и перечислит деньги компаниям. Тогда перевозчики будут получать плату за количество рейсов и обеспечение безопасности и комфорта, а не за число пассажиров. Эту идею Шаталов предложил для рассмотрения на круглом столе по безопасности общественного транспорта с участием чиновников и представителей фирм-перевозчиков. Ситуацию может улучшить и установка видеорегистраторов в автобусах. Замечено, что нарушений ПДД становится в разы меньше после того, как в салонах появляются камеры.

Когда нарушители спят…

Там, где личного состава не хватает, на помощь приходит техника. Центр автоматической фиксации правонарушений региональной ГИБДД, где трудятся всего несколько человек, сегодня стоит целого батальона. Отсюда пресловутые «письма счастья» разлетаются к адресатам.

- Система фотовидеофиксации в Воронежской области - это 200 современных комплексов, в том числе передвижные, так называемые треноги, и мобильные - те, что могут работать в движении. Многие ориентированы на поиск сразу нескольких нарушений, - рассказывает начальник центра полковник полиции Игорь Никулин. - К примеру, на перекрёстке водителя могут сфотографировать при проезде стоп-линии, при выезде на встречную и даже при повороте налево не с того ряда. Мы всё время анализируем аварийность. Допустим, видим, что на этой трассе чаще превышают скорость, значит, там поставим соответствующую технику. По итогам 2018 года в местах применения комплексов фото- и видеофиксации число ДТП с пострадавшими снизилось на 17 %.

Кроме того, чтобы «закрыть» все аварийные участки, используется множество муляжей и приборов, имитирующих сигналы «камер» для радар-детекторов. Они стоят в десятки раз дешевле. При этом эффективность высока - завидев их, водители незамедлительно снижают скорость. Профилактической работе уделяется много внимания. Ведь основная цель - не наложить штраф, а повлиять на дисциплину. Поэтому в области всё больше знаков и табличек, информирующих автолюбителей о возможном применении средств фотовидеофиксации.

Если магистрали «закрываются» с помощью современной техники, то дворы жилых микрорайонов долгое время не были ею охвачены. Но местные Кулибины модернизировали регистратор, фиксировавший нарушения парковок. И теперь он может считывать и идентифицировать госномера на автомобилях. Комплекс установили на машину, оснастив её и фонарём с инфракрасным излучением, чтобы не слепил в темноте. Ночью и ранним утром он «выходит» в дозор. На подозрительный номер срабатывает маячок. По окончании патрулирования сотрудники центра выгружают информацию и закладывают её в региональную базу. Так находятся транспортные средства, скрывшиеся с мест ДТП, зарегистрированные на умерших, с подложными номерами, должники по штрафам и даже разыскиваемые преступники. В настоящее время прорабатывается возможность обработки видео с камер наблюдения, установленных во дворах, что значительно повысит эффективность работы.

«Умные» машины не заменят инспектора

Всевидящее око наведёт порядок на дорогах? Эксперты и практикующие сотрудники смотрят на это с изрядной долей скепсиса. Тем более что сейчас находится в работе законопроект о так называемой балльной системе, когда за четвёртое нарушение суд лишает водителя прав. Но это будет работать лишь в том случае, если факты несоблюдения ПДД зафиксирует инспектор на дороге.

- Без человека мы никуда не денемся, - считают воронежские полицейские. - Устройства ведь не могут видеть технические неисправности, распознать нетрезвых водителей, лиц, провозящих запрещённые вещества, задержать угонщика.

В региональной Госавтоинспекции сейчас готовят документы сотрудника ДПС капитана полиции Андрея Пономарёва на государственную награду. Страж правопорядка, несущий службу в Богучарском районе на стационарном посту, имеет невероятное чутьё на наркотики. Только за три месяца с начала этого года он изъял более 10 килограммов запрещённых веществ.

Представители ГИБДД не раз пресекали и провоз оружия. Что ещё раз доказывает: машинное зрение - это, конечно, хорошо. Но в современных реалиях без инспектора будет невозможно навести порядок на дороге.

Большую надежду инспекторы ДПС возлагают на помощь законопослушных граждан. Согласно новому законодательству теперь любой владелец смартфона, ставший свидетелем запрещённого манёвра и заснявший его, используя специальную программу, сможет отправить видеозапись в ГИБДД. Это позволит сразу привлекать собственника машины к ответственности, без сложных и долгих разбирательств.

Вместо послесловия

Когда готовился этот материал, стало известно о нескольких законодательных инициативах в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Они помогут решить и многие проблемы, поднятые воронежскими стражами дорог, характерные и для других регионов России.

Наказание для водителей, которые, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, стали виновниками ДТП со смертельным исходом, может быть ужесточено. Ответственность за такие действия хотят приравнять к мере как за умышленное убийство. Вопрос сейчас прорабатывается с участием профильных комитетов Госдумы, и не исключено, что данная инициатива может быть рассмотрена уже в ходе текущей сессии.

Также предложено расширить права инспекторов ГИБДД и сократить «судейскую компетенцию» (речь не идёт о лишении прав). В ходе дискуссии на конференции, посвящённой 45-летию Научного центра безопасности дорожного движения российского МВД, сообщалось о грядущих изменениях в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), которые могут затронуть интересы водителей. В частности, говорилось об отмене административного ареста, поскольку такой вид наказания приводит к большим затратам. Задержание на 15 суток нужно сократить до 48 часов, а места в изоляторе должны быть предназначены для особо опасных нарушителей.

Проект нового КоАП подготовят к 1 марта 2020-го. Планируется, что он вступит в силу в 2021 году.

Елена КУЗНЕЦОВА
Фото Дмитрия ШУЛЬГИНА
Москва - Воронежская область


Наша справка

Принимаемые в Воронежской области меры позволили снизить число погибших на дорогах почти на 200 человек в год. Однако, несмотря на увеличение количества камер на трассах, значительная доля участников дорожного движения пренебрегает нормами ПДД и культурой вождения.

* * *

На открытии факультета переподготовки и повышения квалификации сотрудников ГИБДД первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Александр Горовой заявил о необходимости ревизии ПДД.

* * *

Автошколы выпускают не так много водителей категории Д, поэтому работодатель зачастую не может проводить отбор и вынужден нанимать тех, кто есть. Сказываются низкая привлекательность этой профессии и оплата труда - заработок дальнобойщиков в разы выше, чем у их коллег, задействованных в пассажирских перевозках.

* * *

Закон «О внесении изменения в статью 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» обязывает суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях принимать в качестве доказательств материалы фото- и киносъёмки, а также звуко- и видеозаписи.

18.07.2019