Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Приоритеты построения эффективной ведомственной системы пожарной безопасности на объектах МВД России

Практически ежедневно происходят крупные техногенные или природные пожары, нередко сопровождающиеся невосполнимыми человеческими потерями. Масштабы порой таковы, что неуправляемый огонь уже не раз вносил свои корректировки в географическую карту мира, стирая с нее названия целых населенных пунктов. Несмотря на технический бум, неконтролируемая стихия по-прежнему бесцеремонно вмешивается в планы людей, уничтожая движимое и недвижимое имущество. Именно поэтому обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. И эту функцию вот уже 370 лет выполняет пожарная охрана [1] России.

Первой из основных задач пожарной охраны является организация и осуществление профилактики пожаров, и только затем следует спасение людей и имущества, оказание первой помощи [2]. Другими словами, когда профилактика оказалась бессильна и пожар все-таки произошел, пожарной охране следует в первую очередь спасать людей и только потом организовывать и осуществлять тушение, проводить аварийно-спасательные работы. Зная очередность выполнения основных задач пожарной охраны, можно понять тактику пожарно-спасательных подразделений и выбор последовательности действий.

Отметим, что приоритетность основных задач распространяется на все виды пожарной охраны без исключения. Таким образом, осуществлять профилактику пожаров призваны как сотрудники государственной противопожарной службы и пожарной охраны муниципалитетов, так и должностные лица ведомственной пожарной охраны, а также добровольцы и немногочисленные представители частных пожарных служб.

Само понятие пожарной профилактики, которое будет встречаться в этой статье достаточно часто, законодательно определено как совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Примечательно, что разные поколения, имеющие непосредственное отношение к таким специальностям, как «проверяющий» и «пожарный инспектор», оценивают это определение по-разному.

Одни считают, что пресечение выявляемых нарушений требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить в установленные сроки хозяйствующему субъекту, например, руководителю объекта, или предписание, содержащие перечень мероприятий по такому устранению, и представляют собой те самые предупредительные меры, по принципу «выполни то, что предписано, и будешь защищен». Ведь содержание одних пунктов предписания – это предложения по недопущению пожара, а другая часть – предложения, выполнение которых позволит обеспечить своевременное обнаружение возгорания, ограничение его распространения, безопасную и своевременную эвакуацию, безопасность деятельности пожарно-спасательных подразделений, если пожар все-таки произойдет.

Другие представители профессии в силу более современного мировоззрения, напротив, воспринимают профилактику пожаров как культуру безопасности жизнедеятельности, должный уровень которой достигается через пропаганду пожаробезопасного поведения, выработку специальных навыков и умений, оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, полагая, что риск возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации может возникнуть даже в защищенном здании, и если люди, находящиеся в нем, не подготовлены, то тяжких последствий практически не избежать.

Между тем авторы статьи считают, что профилактика пожаров в ее самом широком понимании есть не что иное, как совокупность изложенных выше точек зрения, совмещающая в себя надзорные и информационные мероприятия в комплексе, включая разно­стороннюю противопожарную пропаганду.

В рамках данной статьи речь пойдет об одном из редких и уникальных видов пожарной охраны Российской Федерации – ведомственной пожарной охране МВД России, ее функциях, роли, а также о том, как эта пожарная охрана осуществляет профилактику пожаров.

Противопожарная защищенность и устойчивое функционирование объектов органов внутренних дел Российской Федерации являются приоритетными задачами в связи с чем построению эффективной системы пожарной безопасности на ведомственных объектах уделяется повышенное внимание. Как говорят опытные специалисты, пожарная безопасность еще не всё, но всё остальное без соблюдения мер пожарной безопасности – ничего.

Эксплуатация зданий, сооружений, территории, транспорта должна осуществляться в исключительно благоприятной и безрисковой среде. Процесс повседневной трудовой деятельности сотен тысяч служащих и работников должен происходить в защищенных зданиях. Любые чрезвычайные ситуации на многочисленных объектах, связанные с загоранием, аварийным режимом работы электрооборудования, неосторожным обращением с огнем при проведении каких-либо видов работ или, напротив, искусственным инициированием горения, совершенным с умыслом, недопустимы в принципе. Одну часть рисков необходимо исключить, другую – свести к минимуму. В то же время ведомственный персонал, состоящий из сотрудников и работников МВД России, должен быть готов к любому возможному нештатному сценарию развития аварийной ситуации, при этом не только уметь оперативно выполнять основные задачи по спасению людей и имущества, но и защитить служебную и оперативную информацию, специальные и технические средства. Одновременно важна самодисциплина, культура безопасности при пользовании офисными и бытовыми электроприборами, правильные действия при обращении с огнем, знание геометрии здания, мест размещения противопожарного оборудования, систем автоматической противопожарной защиты.

Именно для каждодневного контроля за уровнем обеспечения пожарной безопасности ведомственных объектов, в том числе центрального аппарата, ведет свою деятельность специальное структурное подразделение – Центр пожарной безопасности ФКУ «ГЦАХиТО МВД России». Сотрудники Центра осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на ведомственных объектах и в круглосуточном режиме защищают целый ряд комплексов зданий различного функционала.

Устойчивая работа центрального аппарата, органов управления на территориальном уровне является важнейшей задачей ведомственной пожарной охраны. Риски возникновения происшествий любого рода на объектах министерства должны быть исключены или сведены к минимуму. Персонал обязан быть готовым к квалифицированным действиям в любое время суток.

Следует особо отметить масштаб работы, напрямую связанный с общей численностью объектов, защищаемых должностными лицами ведомственной пожарной охраны как на уровне центрального аппарата, так и на территориальном уровне. Эти объекты в своем роде уникальны, практически каждое ведомственное здание имеет индивидуальные проектные решения, архитектуру, пропускной режим и функционал. Особый приоритет в надзорно-профилактической работе ведомственной пожарной охраны имеют больницы и госпитали, основной контингент в которых образуют маломобильные группы, состоящие из людей, пребывающих на лечении, ведомственные общежития, где ключевой элемент без­опасности зависит исключительно от сознательности постояльцев, санатории, пансионаты и гостиницы, в которых нередко сотрудники органов внутренних дел останавливаются с детьми, а также спортивные и научные учреждения, здания образовательных организаций и органов управления, автомобильные парки, открытые и закрытые автостоянки и, наконец, здания бесценных уникальных архивов и информационных центров. Нельзя забывать и о таких комплексах, как центры временного содержания иностранных граждан, несовершеннолетних, специфика которых не имеет аналогов. Дополнительным фактором риска для некоторой части таких объектов ведомства является контингент, доставляемый или содержащийся временно с целью совершения процессуальных действий. Другими словами, пожар на данных объектах может быть инициирован искусственно. Способов достаточно, и такие инциденты время от времени случаются, важно реагировать на них очень оперативно.

Таким образом, счет сложных объектов ведомственного контроля идет на тысячи. При этом перечисленные объекты в большинстве случаев представляют собой комплекс зданий со сложной геометрией путей эвакуации, а некоторые здания отнесены к объектам с низкой пожарной устойчивостью. В таких зданиях достаточно совершить всего лишь одну ошибку, чтобы они превратились в пепел. Отдельную историческую ценность представляют ведомственные здания, относящиеся к объектам культурного наследия, хозяйствующие субъекты которых обязаны принимать дополнительные меры пожарной безопасности компенсирующего характера для исключения любых возможных рисков. Не менее важно, помнить и о тех объектах системы МВД России, которые встроены в жилую и социальную инфраструктуру или граничат с ней.

Анализируя расположение зданий территориальных органов внутренних дел в городских округах, муниципальных центрах, поселках городского типа, можно заметить, что они, как правило, расположены в центре, в непосредственной близости от зданий других органов государственной власти, а значит, к их содержанию обращены взгляды общественности. Такое соседство органов государственной власти, вероятно, способствует их более эффективному взаимодействию, но в то же время делает эти здания менее защищенными в случае возникновения пожара. Существует также еще одна закономерность: чем старше здание, тем более оно уязвимо с точки зрения потенциальной ­пожарной опасности.

Ответственность за ведомственные объекты с таким широким функционалом можно сравнить только с зоной ответственности федерального пожарного инспектора надзорной деятельности и профилактической работы.

С 2017 года роль ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации значительно усилилась, а ее влияние практически на все сферы деятельности стало заметно как никогда прежде. Ряд существенных изменений, внесенных в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, сделали ответственность ведомственной пожарной охраны персонализованной. Отныне структурные подразделения федерального органа исполнительной власти, в том числе в сфере внутренних дел, в ведение которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на соответствующих объектах (где соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность, а именно оборонное ведомство, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы внутренних дел, государственная охрана, внешняя разведка, мобилизационная подготовка и мобилизация) являются органами государственного пожарного надзора [3].

Разумеется, любой современный ведомственный пожарный надзор [4] не может существовать автономно, сам по себе, вне интеграции с федеральным государственным пожарным надзором, который за последнее десятилетие значительно изменился: на смену пресловутой погоне за ростом количественных показателей пришел несколько непривычный, но вполне обоснованный риск-ориентированный подход к осуществлению контрольно-надзорной функции.

Изменения, внесенные в профильные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, способствовали тому, чтобы государственные инспекторы научились квалифицировать и оценивать выявляемые нарушения, использовать появившиеся механизмы смягчения [5] административной ответственности при наличии аргументированных обстоятельств при ведении дел об административных правонарушениях. Обширная правоприменительная практика, публичные слушания, возможность представления интересов административного органа в мировых судах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах привела к соответствующему спросу на квалификацию, а значит, теперь нужно не просто уметь выявлять нарушения требований пожарной безопасности на объектах надзора и вменять их в вину гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а еще и уметь убедительно доказывать принимаемые решения не только при их обжаловании вышестоящим должностным лицам, но и в судах.

В течение последних нескольких лет, демонстрируя готовность к публичности и открытости, государственный пожарный надзор в качестве приоритета выбирает профилактическую работу во всех ее проявлениях. Именно профилактика становится основным трендом деятельности, доминирующим над фискальной функцией. При этом главным фактором влияния на состояние пожарной безопасности выступает уровень сознательности граждан в этом вопросе. Все эти тенденции отражены в Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности [6]. Теперь любое нарушение требований пожарной безопасности, вменяемое хозяйствующему субъекту, должно быть не только законным и обоснованным, но и понятным в контексте всех возможных механизмов его устранения.

Внедрение цифровых технологий в деятельность федерального государственного пожарного надзора способствует ее эффективности и прозрачности. В условиях электронного документооборота и стратегического планирования пожарный надзор организует свою деятельность таким образом, чтобы любой хозяйствующий субъект имел возможность знать точную дату визита проверяющего, при этом еще вести электронные реестры соответствующих проверок.

Всё перечисленное выше – лишь небольшая часть происходящих изменений. С учетом того, что в настоящее время государственный пожарный надзор помимо профильной деятельности включает прокурорский надзор, проверки и дознание по фактам пожаров, контроль за организациями, проводящими независимую оценку пожарного риска, он представляет собой многосложный административный механизм, призванный противостоять такой опасной стихии, как неконтролируемый огонь.

Изменения, произошедшие в федеральной контрольно-надзорной системе, необходимо отслеживать и соотносить с системой ведомственной пожарной охраны, учитывая делегирование новых полномочий по осуществлению государственного пожарного надзора на ведомственном уровне. В настоящее время инспектор пожарного надзора МВД России – это, прежде всего, сотрудник, обладающий всеми качествами и квалификацией профессионального пожарного инспектора, необходимыми для решения целого ряда перечисленных задач. Еще одно базовое качество, без которого о статусе внутреннего проверяющего можно забыть, – принципиальность. Отсутствие этой моральной личностной составляющей может свести на нет все прилагаемые усилия.

Добросовестность, трудолюбие, ответственность, полная самоотдача, честность, требовательность являются именно теми качествами, которые необходимы как воздух для создания доверительной атмосферы между сотрудниками ведомственного пожарного надзора и должностными лицами различных подразделений и организаций системы МВД России, назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности или эксплуатацию ведомственных объектов. Крайне важно не только предложить к исполнению противопожарное мероприятие, но и учесть его эффективность и ресурсозатратность.

На сегодняшний день ведомственный пожарный надзор в системе МВД России осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации ведомственных объектов. В этом основном направлении деятельности всё строго. Наиболее значимыми функциями здесь являются предоставление в качестве ведомственных предписаний жизненно важных предложений и контроль за их исполнением.

2. Контроль за соблюдением требований при строительстве и реконструкции зданий. Это как раз то очень серьезное направление работы, которое некогда было утрачено федеральным пожарным надзором, и сейчас, после резонансного пожара в Кемерово, ведется большая работа по его актуализации.

3. Профилактика. Именно разносторонняя организационно-массовая и агитационно-профилактическая работа во всех ее проявлениях позволяет повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников и работников МВД России в области пожарной безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности ­ в целом.

4. Практическое направление: инструктажи и тренинги. При проведении практических тренировок у сотрудников вырабатывается навык самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении пожара, определять главное направление действий и предпринимать последовательные меры по ликвидации очага возгорания. Очень важно довести до автоматизма алгоритм вызова подразделений пожарной охраны и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты. Помимо этого, при проведении практических тренировок приобретаются знания мест расположения эвакуационных путей и выходов, размещения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной автоматики, способов приведения их в действие. Не менее важным является обучение должностных лиц, задействованных в тренировке, приемам и способам спасения и эвакуации людей, служебной документации, материальных ценностей. Перечень не является исчерпывающим, с учетом специфики конкретного объекта, его характеристи, конструктивных особенностей, степени огнестойкости и этажности в практические тренировки включаются дополнительные мероприятия. На тренировках должностные лица ведомственной пожарной охраны наглядно показывают, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, предназначенными для локализации и ликвидации загорания на начальной стадии, поэтому периодически проводимая тренировочная эвакуация персонала дополняется практическими занятиями. Тем самым отрабатываются навыки по применению первичных средств пожаротушения, в том числе огнетушителей и противопожарных полотен. Но самое главное, работая с различными типами и видами огнетушителей на искусственно созданном модельном очаге пожара с применением легковоспламеняющейся жидкости, а это достаточно серьезное испытание, сотрудники и работники МВД России приобретают необходимую уверенность, которая в случае возникновения реальной угрозы пожара не только в ведомственном здании, но и в любом общественном месте, поможет спасти жизни людей. Среди желающих испытать себя в тушении пожара на начальной стадии немало представительниц прекрасного пола.

Как показывает практика, все приобретенные навыки не раз были востребованы не только на объектах ведомства, но и на других социально значимых объектах. В текущем году в средствах массовой информации федерального и регионального значения были отражены десятки героических случаев, когда сотрудники полиции спасали людей из жилых домов до прибытия помощи и принимали участие в локализации пожара с использованием подручных средств. Только в течение прошлого года сотрудники органов внутренних дел при пожарах в жилом секторе эвакуировали более 410 человек, в пожароопасный период они также организовали эвакуацию жителей двух сел и детского оздоровительного лагеря. Не менее значимы и цифры по количеству спасенных при пожарах: более 150 взрослых и 68 детей!

По статистике преобладающее количество спасенных на пожарах на счету сотрудников ГИБДД (38% от общего количества спасенных). Не сильно отстает от них патрульно-постовая служба полиции (31%). Участковые уполномоченные полиции приходили на помощь практически в каждом пятом случае (19%). Остальные спасенные жизни граждан Российской Федерации на счету конвойной, экспертно-криминалистической служб, службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, а также иных сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники Центра пожарной безопасности внимательно следят за новостными лентами, анализируют обстоятельства пожаров, методы спасения и нередко испытывают неподдельное чувство гордости за тех полицейских, которые первыми пришли на помощь людям.

Сегодня обеспечение пожарной безопасности на ведомственных объектах имеет значительный приоритет при решении вопросов безопасности и защищенности сотрудников и работников МВД России. Сотрудники ведомственной пожарной охраны не только поддерживают противопожарную защищенность подведомственных МВД России объектов на должном уровне, проводят пожарно-тактические учения и занятия, но и успешно выступают на спортивных состязаниях по прикладным дисциплинам.

Теперь ведомственная пожарная охрана МВД России будет самостоятельно осуществлять функции федерального государственного пожарного надзора на объектах системы МВД России. При этом устойчивое функционирование ведомственных зданий, сооружений и транспорта по-прежнему является первоочередной задачей.

Сотрудники ведомственного пожарного надзора МВД России всегда играли важную роль в решении разносторонних, многообразных и нередко сложных задач, стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, в том числе в области обеспечения собственной безопасности.


Справочно

Точкой отсчета в работе ведомственной пожарной охраны МВД России принято считать приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 мая 2002 г. № 505 «Вопросы ведомственной пожарной охраны МВД России», согласованный с МЧС России и утвердивший Положение о ведомственной пожарной охране, ее основные функции и задачи. Головной структурой стал Центр пожарной безопасности МВД России, осуществляющий функцию ведомственного контроля (надзора) за выполнением требований пожарной безопасности на объектах системы МВД России.

***

Предшественником Центра, реализующим внутренний контроль за обеспечением пожарной безопасности на ведомственных объектах, принято считать подразделение милицейской охраны МООП РСФСР, входившее в число подразделений, непосредственно подчиненных хозяйственному управлению МООП РСФСР. Именно это подразделение начиная с октября 1963 г. обеспечивало охрану, контрольно-пропускной и противопожарный режим в административных зданиях министерства. Несмотря на проводимые организационно-штатные мероприятия, важнейшая функция обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах в системе МВД России была сохранена. Функцией по защите ведомственных зданий от огня вплоть до 1998 г. был наделен отдел охраны МВД России, находящийся в оперативном подчинении управления дежурной части Главного штаба МВД России.

***

В 2007 г. приказ МВД России № 472 установил 28 мая Днем ведомственной пожарной охраны МВД России.

***

В апреле 2011 г. Центр пожарной безопасности вошел в состав Главного центра административно-хозяйственного и транспортного обеспечения МВД России (ФКУ «ГЦАХиТО МВД России»).


Ссылки:

[1] Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

[2] Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 4.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», п. 2 Положения о федеральном государственном пожарной надзоре.

[4] Ведомственный пожарный надзор – деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 4 ст. 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении», ст. 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

[6] Указ Президента Российской Федерации от 1.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности до 2030 года».

02.09.2019Читать далее