Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

О некоторых вопросах организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений находится в прямой зависимости от состояния аналитической деятельности.

Значительное количество факторов, прямо или косвенно влияющих на криминальную обстановку в стране, непростые социально-политическая и экономическая ситуации, непрекращающееся информационное давление извне требуют от руководителей органов внутренних дел всех уровней повышения качества управленческих решений.

При этом, как показывает практика, принять правильное решение, не располагая разносторонней информацией о явных и скрытых процессах, происходящих как во внешней среде, так и в самих органах внутренних дел, невозможно. Таким образом, вопрос качества управленческих решений в современных условиях трансформируется в вопрос обеспечения высокого качества работы подразделений (экспертов) информационно-аналитического обеспечения.

Для эффективного функционирования последних необходимы три важнейших компонента: методология информационно-аналитической работы, ее организационное обеспечение и создание технолого-методических и инструментальных средств ведения такой работы.

Начнем с организационного аспекта. 26 сентября 2018 года подписан приказ МВД России № 623 «Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», которым определены:

- виды, источники и формы поступления информации, порядок ее учета, хранения, систематизации и внутреннего ­распределения;

- подразделения, к функционалу которых относится поиск, получение, систематизация, оценка и анализ данных о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, результатах работы, выявление и прогнозирование тенденций и отклонений, выработка на этой основе своевременных, обоснованных и оптимальных управленческих решений;

- периодичность и обязательные формы информационно-аналитических материалов, разрабатываемых в территориальных органах МВД России.

Определен единый порядок организации такой деятельности для подразделений окружного и регио­нального уровня.

Ведется поиск новых форм организации аналитической работы. Начиная с 2017 года, в Министерстве используется механизм выявления и проработки системных проблем функционирования органов внутренних дел, требующих решения на ведомственном, межведомственном и государственном уровнях.

Например, перечень таких актуальных вопросов на 2019 год, сформированный с учетом предложений центрального аппарата и территориальных органов МВД России, предусматривает проработку пяти тем.

Справочно:

- о проблемах практики хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрыв­чатых веществ и взрывных устройств;

- о совершенствовании противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

- о совершенствовании практики прекращения уголовных дел в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон и назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;

- о выработке алгоритмов выявления и реагирования на факты обращения за получением государственных услуг по линии органов внутренних дел лиц, числящихся в розыске, в том числе с учетом особенностей предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в электронной форме;

- об оптимизации полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне.

Головными исполнителями в установленные сроки организуется работа по исследованию проблем. В целях рассмотрения заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства и территориальными органами подготовленные аналитические материалы размещаются на информационном портале ОАД МВД России.

Наблюдается высокая активность дискуссии по размещаемым документам (по специально выделенным адресам электронной почты поступает до 400 обращений из подразделений всех уровней). Их значительная часть учитывается при доработке материалов. Итоговые документы и предложения по разрешению проблем направляются заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за соответствующие направления деятельности, ложатся в основу материалов коллегий МВД России, служат основой для внесения изменений в нормативную правовую базу, в том числе в законодательство, закрепляются в поручениях руководства Министерства.

Подобная форма работы позволяет не только углубленно исследовать проблемные вопросы, но и выносить их обсуждение в публичное пространство, максимально учитывать мнение широкого круга экспертов.

Как бы ни организовывалась информационно-аналитическая деятельность, но первой и поэтому очень важной процедурой является отбор релевантной (то есть имеющей непосредственную связь с решением поставленной задачи) информации и оценка ее надежности.

При этом анализируемая информация должна быть не только актуальной, своевременной, достоверной и оптимальной, но и системной, комплексной. В этой связи отдельного освещения требует вопрос о ведомственной статистической отчетности.

В настоящее время в Министерстве обрабатывается более ста форм статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, формируемых подразделениями территориальных органов МВД России и обрабатываемых ФКУ «ГИАЦ МВД России». Помимо этого, сбор статистических сведений о результатах работы по соответствующим направлениям деятельности органов внутренних дел самостоятельно осуществляется еще рядом подразделений центрального аппарата МВД России, в том числе ГУВМ, ДГСК, ДТ, ОШУ МВД России.

Общий объем циркулирующих сведений в годовом исчислении насчитывает десятки миллионов показателей. При этом действующая статистическая отчетность не структурирована в зависимости от источников формирования (документы первичного учета преступлений, так называемые «ручные» формы отчетности, отдельные сервисы обеспечения деятельности в составе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД). Между тем уровень представления и использования выходной информации не всегда учитывает разную степень ее достоверности, связанную с влиянием человеческого фактора при организации сбора данных.

В процессе сбора и обработки информации используются различные, не связанные между собой, реквизиты, коды и шифраторы. Формы статистической отчетности зачастую перегружены, содержат дублирующие сведения и не отвечают имеющимся ­потребностям.

Постоянного внимания требуют также вопросы востребованности собираемых данных. При постоянно возрастающих расходах на сбор и обработку информации значительная ее часть не используется в аналитической деятельности.

Проводимые в предшествующие периоды мероприятия по пересмотру ведомственных форм статистической отчетности не позволили в полной мере сократить объем обрабатываемых показателей и оптимизировать их состав.

В этой связи ФКУ «ГИАЦ МВД России» совместно с заинтересованными подразделениями разработана «Дорожная карта» поэтапной модернизации системы сбора и обработки статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [1] на 2019–2021 годы. В ходе ее реализации предполагается решить ряд задач, в том числе связанных с созданием единого механизма управления процессами формирования статистической отчетности на основе общих, обязательных для всех подразделений принципов и стандартов.

Сложность задачи модернизации ведомственной системы сбора и обработки статотчетности в части учета криминальных деяний предопределяется также необходимостью ориентации на создаваемую Генеральной прокуратурой Российской Федерации государственную автоматизированную систему правовой статистики (ГАС ПС). Необходимо проработать с надзорным ведомством вопросы доступа к базам данных документов первичного учета, создания технологического механизма по обращению к данным, содержащимся в них, формирования нерегламентной статистической информации.

В результате у следователя и дознавателя появится возможность отслеживания движения уголовного дела на этапах расследования, судопроизводства, получения контрольной информации о нарушении сроков, как рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях, происшествиях, так и решений по уголовному делу, а у аналитика – изучения не только регламентных статистических срезов (в рамках утвержденной государственной и ведомственной отчетности), но и самостоятельного формирования отчетности, с расширением или сокращением набора предопределенных фильтров, изменения результирующего формата выходной информации.

Как известно, достоверность сведений об имевшем место событии, полученных из одного источника информации, не должна оцениваться выше 30–33%, двух – 66%, полученной в сообщениях от трех источников – находится в пределах 94–99%. В этой связи изучению должны подвергаться не только статистические данные о состоянии преступности, общественного порядка и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, но и оперативные сводки о происшествиях и преступлениях.

Кроме того, особое внимание следует уделять публикациям и сообщениям средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет по правоохранительной тематике, заявлениям (обращениям) граждан, организаций, информации иных учреждений и общественных объединений.

В современных условиях высокой динамичности законодательства невозможно обойтись и без предварительного анализа и отбора нормативного материала, в том числе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов.

Непременным условием для проведения глубокого и качественного анализа также является использование широкого спектра информации из федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций, результатов социологических исследований. Нельзя упускать из поля зрения проблемы (значимые события) как социально-экономического, так и политического характера, возникающие на той или иной рассматриваемой территории.

Касаясь темы методических основ информационно-аналитической работы необходимо отметить, что в теории аналитики, в том числе ведомственной, было сделано немало попыток определить такие универсальные технологии и приемы, которые были бы пригодны и давали бы положительные результаты в любой ситуации.

Однако если вопросы сбора необходимой информации с учетом многолетней практики так или иначе решаются, то поиски инструментария для ее анализа пока не привели к заметному успеху. По-видимому, универсального рецепта не существует, поскольку содержательная сторона аналитики очень обширна и включает в себя большое количество концептуальных подходов, идей и частных аналитических систем. Достаточно сказать, что в сферу данной деятельности входят не менее двадцати видов анализа: от сравнительного, факторного и кластерного до семантического и логико-лингвистического.

И этот перечень не является исчерпывающим.

Для использования в практической аналитической деятельности органов внутренних дел подготовлено и в октябре 2018 года направлено на места учебно-методическое пособие «Статистические методы анализа, оценки и прогнозирования оперативной обстановки», в котором подробно изложены основные методы и способы решения большинства задач, связанных с обработкой, анализом и графическим представлением статистической информации применительно к потребностям МВД России. Но это, что называется, ­капля в море.

В настоящее время ситуация в управлении органами внутренних дел характеризуется явным несоответствием темпов аналитической обработки данных темпам и объемам их поступления. Другими словами, мы захлебываемся в потоке информации, не имея инструментов для ее интерпретации и анализа.

При огромных массивах имеющихся сведений налицо разобщенность информационных потоков. Так, ресурсы ведомственных сервисов обеспечения деятельности ИСОД до настоящего времени не централизованы (более того, ранее определенные подходы к построению ИСОД даже не предполагали обязательности этих процессов). Каждый сервис содержит автономные базы данных, которые не интегрированы между собой. Как следствие, отсутствует возможность комплексного анализа накопленной информации в рамках единого аналитического ­механизма.

В этой связи крайне остро стоит вопрос разработки программно-математического инструментария аналитической деятельности. Аналитическая компонента должна содержать в себе возможность исследования состояния преступности и результатов противодействия ей в целом по стране и в разрезе субъектов Российской Федерации, а также по отдельным составам криминальных деяний (например, кражи, мошенничества, разбойные нападения, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия).

Нужна возможность оценки динамики и структуры показателей криминальной обстановки, наглядной визуализации данных с использованием средств деловой графики и картографии, расчета тематических показателей по направлениям деятельности и последующего проведения их многофакторной аналитической обработки. При этом необходимо наличие некой «сигнальной системы», позволяющей информировать пользователей о наличии устойчивых (наблюдающихся длительное время, в течение нескольких отчетных периодов) или разовых критических (резкий рост преступности на конкретной территории) негативных тенденций.

Будет востребован (и на федеральном, и на региональном уровнях) инструментарий, позволяющий с учетом социально-экономических, демографических и иных факторов проводить сравнительный анализ состояния правопорядка в разных регионах.

Несмотря на то, что в последнее время аналитической работе уделяется значительное внимание, говорить о серьезном улучшении, повышении ее эффективности ­­ не приходится.

Результаты инспектирований показывают, что в большинстве проверенных территориальных органов МВД России [2] недостатки продолжают иметь место и во многом являются типичными.

В ряде регионов информационно-аналитическая деятельность осуществлялась в рамках утратившего силу приказа МВД России № 86 от 12 февраля 1997 года «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» [3]. В других локальных нормативных правовых актах, регламентирующих данную работу, не учтены региональные особенности.

По-прежнему много вопросов остается и к качеству подготавливаемых территориальными органами МВД России информационно-аналитических материалов.

Общеизвестно, что обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений находится в прямой зависимости от состояния аналитической деятельности. И чем сложнее криминогенная обстановка, динамичнее политические, социально-экономические, демографические и иные процессы, тем выше требования к всесторонности и глубине ее анализа.

Однако результаты выездов на места свидетельствуют о том, что именно в этом и имеются серьезные недоработки.


Справочно:

Например, в УМВД России по Курской области вместо подготовки необходимых аналитических исследований сотрудниками готовились информационные материалы о результатах оперативно-служебной деятельности, в которых указывались статистические данные за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год). При этом не учитывались изменения условий функционирования органов внутренних дел, как правило, содержались формальные выводы.

Так, штабом МО МВД России «Курчатовский» только в 2018 году подготовлено 34 различных вида аналитических материалов. При этом основная их масса (80%, 27) была не востребована, из них четыре сравнительных анализа оперативной ­обстановки.

Схожая ситуация и в ГУ МВД России по Кемеровской области. Предложения, подготовленные по результатам комплексных исследований, оставались мало связанными с тенденциями развития оперативной обстановки и имеющимися проблемами, один и тот же набор предлагавшихся к реализации мероприятий переносился из документа одного отчетного периода в другой.

Например, выводы комплексного анализа ОМВД России по г. Березовскому за 2017 год дословно изложены в аналогичном отчете за 2018 год. Подобным образом построена работа в ОМВД России по г. Киселевску, где выводы оставались постоянными, несмотря на изменение основных направлений, которые полностью переписаны из Директивы МВД России.

Недостатки выявляются и при подготовке аналитических материалов по информированию органов местной власти и прокуратуры в горрайорганах.

Информация в инстанции – это не только отчет о проделанной работе, а прежде всего постановка новых проблем и вопросов, внесение конкретных предложений по их успешному разрешению. К сожалению, именно этого не хватает многим информационно-аналитическим материалам, которые готовятся в территориальных органах МВД России.

В большинстве проверенных подразделений сведения о направлении аналитических материалов отсутствуют, а имеющиеся документы не содержат проблем для совместного решения.

***

Так, в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области ежемесячно в прокуратуру направлялись таблицы с данными, не содержащими аналитическую составляющую, а документы по взаимодействию с администрацией района по проблемным вопросам правоохранительной деятельности вообще ­ отсутствовали.

Направленная ОМВД России по Кемеровскому району главе муниципального образования и прокурору района аналитическая справка о результатах работы ОМВД за 2018 год (объемом четыре листа) какие-либо проблемные вопросы, а тем более конкретные предложения по их разрешению не содержала.

Несмотря на то, что практически во всех проверенных подразделениях были предприняты попытки определения возможных тенденций развития криминальной обстановки на обслуживаемой территории, практического значения такие документы не имели и для выработки мер по укреплению правопорядка не использовались.

***

«Прогноз развития криминогенной обстановки в Белгородской области» на 2017 и 2018 годы в большинстве своем идентичны друг другу. Изменения касались только отдельных цифровых показателей, а в большинстве абзацев изменен по тексту только год.

В УМВД России по Архангельской области не осуществлялась верификация [4] прогнозов, в результате расчетные и действительные показатели имели разнонаправленный характер. Так, по итогам 2018 года предполагался рост преступности на 7%, между тем в реальности отмечалось ее снижение на 1,2%. Кроме того, несмотря на прогнозируемое увеличение числа совершенных в 2018 году убийств на 13% (до 200–215), причинений тяжкого вреда здоровью на 9,5% (до 267), их количество в отчетный период, напротив, существенно уменьшилось – на 30,1% и 1,8%, соответственно.

Одна из причин такого положения дел заключается в том, что число сотрудников органов внутренних дел, желающих и умеющих заниматься аналитикой, не соответствует потребностям эффективного управления. Наряду с объективными факторами (низкая конкурентоспособность профессии полицейского на рынке труда не способствует привлечению специалистов с соответствующим потенциалом) негативное влияние оказывает и явная недооценка роли информационно-аналитической деятельности со стороны руководителей.

Весьма важным является также вопрос доступности результатов информационно-аналитической деятельности для всех сотрудников органов внутренних дел (естественно, с учетом требований режима секретности). Это способствует не только повышению общей информированности о процессах в сфере общественной безопасности, но и их профессиональному и личностному росту. И в этом, в том числе, должны помогать имеющиеся в органах внутренних дел справочно-информационные порталы (фонды, библиотеки), являющиеся хранилищем огромного объема информации.

В заключение не лишне повторить, что управление в любой социальной системе начинается с познания, с осознания целей и задач. В числе известных функций управления лидирующее положение занимает информационно-­аналитическая функция, имеющая прямое назначение – обеспечить работающие структуры полной и объективной информацией, аналитическими, прог­нозными и оценочными ­материалами.

Информационно-­аналитическая работа является одним из важнейших направлений управленческой деятельности на всех уровнях системы

МВД России. От ее состояния зависит обоснованность и действенность принимаемых управ­ленческих решений. Не зная реального положения дел, не владея опера­тивной обстановкой невозможно своевременно выявлять неблагополуч­ные участки и упреждать негативные тенденции, оперативно маневриро­вать силами и средствами, эффективно влиять на организацию и конечные результаты деятельности органа внутренних дел.


Сноски

[1] Далее – система сбора и обработки статотчетности.

[2] МВД России по Республике Татарстан (с 20 мая по 11 июня 2019 г.), ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (с 1 апреля по 23 апреля 2019 г.), ГУ МВД России по Кемеровской области (с 9 апреля по 2 мая 2019 г.), УМВД России по Архангельской (с 16 апреля по 8 мая 2019 г.), Белгородской (с 12 марта по 5 апреля 2019 г.), Курской (с 19 марта по 11 апреля 2019 г.) областям.

[3] Отменен приказом МВД России № 947 от 30 декабря 2016 года.

[4] Процедура, предусматривающая определение степени достоверности, точности и обоснованности прогноза.

18.10.2019