Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Криминальные издержки прогрессивных технологий

Развитие информационной инфраструктуры, широкое внедрение современных автоматизированных систем управления и связи, обработки и хранения информации является неотъемлемым атрибутом современности. Однако эти технические достижения имеют и обратную сторону.

Как отмечается специалистами, криминальная активность в информационной сфере во всём мире с течением времени только возрастает. Объектами преступных посягательств становятся и информация, и информационно-телекоммуникационные ресурсы, и непосредственно финансовые средства, доступ к которым возможен через глобальные компьютерные сети. При этом возможности, предоставляемые информационными технологиями, используются для совершения различных преступлений, таких как неправомерный доступ к информационным ресурсам государственных и коммерческих организаций в целях копирования (хищения) конфиденциальных сведений, неправомерное использование сетевых реквизитов при авторизации в сети Интернет, компьютерное пиратство (распространение контрафактной программной продукции), распространение порнографии, распространение вредоносных программ, как в Сети, так и на машинных носителях, и т.д.

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция объединения лиц, обладающих специальными техническими познаниями, в организованные преступные группы, в том числе международные. Преступления, совершаемые ими, могут носить многоэпизодный, а зачастую и трансграничный характер.

К тому же активность киберпреступников с течением времени увеличивается, а средства и способы совершения преступлений постоянно совершенствуются.

Так, в отчёте международной компании «Лаборатория Касперского», специализирующейся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз, говорится, что во II квартале 2017 года продолжительность DDoS-атак, влияющих на доступность информационных ресурсов, составила рекордные 277 часов, что на 131% больше, чем в I квартале. Также увеличилось не только количество DDoS-атак, но и их целей. Ими стали 86 стран мира, что на 16 больше, чем во II квартале прошлого года.

Из числа государств – участников СНГ за отчётный период наибольшему количеству DDoS-атак подверглась Россия, которая по этому показателю вошла в первую десятку стран, пропустив вперёд Китай, Южную Корею, США, Гонконг и Великобританию.

В отдельных случаях современные технические средства позволяют преступникам совершать противоправные действия в глобальных масштабах и получать от этого баснословную прибыль. Например, в июне 2017 года неизвестные хакеры осуществили крупнейшую кибератаку, от которой пострадало более 60 стран. Убытки от неё, по оценкам экспертов, составили около $8 млрд.

Вирус, запущенный злоумышленниками, обошёл множество антивирусных программ и нанёс удар не только по информационным системам рядовых пользователей, но и крупных государственных и коммерческих предприятий и учреждений.

Месяцем ранее хакеры распространили по всему миру вредоносную программу WannaCry, называемую ещё WanaCrypt0r 2.0 и WCry. Для проникновения она использовала малоизвестную уязвимость операционной системы Windows. Внедрившись в машину, программа блокировала экран, после чего шифровала данные на жёстком диске. За расшифровку данных WannaCry требовала определённую сумму в биткойнах. В случае отказа платить вирус сначала поднимал «таксу», а затем обещал удалить данные через 7 дней.

В целом, по оценкам экспертов ООН, к настоящему времени оборот киберпреступности может превышать $3 трлн в год.

Вместе с тем наряду с новыми способами совершения преступлений с применением информационных технологий появляются и новые среды-посредники. Например, в настоящее время в зоне риска оказываются пользователи, эксплуатирующие технологию блокчейн и проводящие операции с использованием разных видов криптовалют, из которых базовая – биткойн. Эта система характеризуется отсутствием регулирования со стороны государственных органов. Соответственно, криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются государственными банками, и большинство операций с ними совершается вне правового поля.

Кроме того, технология блокчейн предполагает анонимность пользователей и всех биткойн-транзакций, что создаёт возможность её применения в качестве платёжного инструмента для приобретения запрещённых к обороту веществ и предметов, вроде наркотиков и оружия, а также для организации деятельности по легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Так, первый случай спонсирования террористической группировки цифровой валютой был зафиксирован в 2016 году, когда одна из объединённых групп салафитов-джихадистов, базирующаяся в секторе Газа, провела кампанию по привлечению финансовых ресурсов через социальные медиа. Тогда на сайте радикалов впервые появилась опция внесения средств в биткойнах, и в постах в Twitter стали даваться QR-коды со ссылкой на биткойн-адрес.

Но сегодня всемирная компьютерная Сеть используется террористическими и экстремистскими группировками не только для сбора денежных средств, но и как механизм для завоевания информационного пространства. С широким распространением в мире социальных сетей и других интернет-ресурсов возможности религиозных радикалов существенно возросли, наблюдается процесс массированной популяризации «левой» идеологии на дистанционной основе, то есть без установления личного контакта будущего сторонника с ядром той или иной экстремистской организации.

В этой связи в условиях формирования глобального информационного пространства и появления новых общемировых и национальных угроз ключевым направлением борьбы с терроризмом и экстремизмом становится информационное противодействие. Его эффективность зависит от тесного межгосударственного взаимодействия правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что государства – участники СНГ не остаются в стороне от этого процесса. В рамках Содружества создана и эффективно функционирует комплексная правовая база, которая последовательно совершенствуется и адаптируется к изменениям в структуре преступности и появлению новых видов преступлений, например, таких как преступления, совершаемые с использованием информационных технологий.

Так, результатом совместных усилий в данном направлении стала разработка Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, одобренной решением Совета глав государств СНГ 25 октября 2013 года. Она явилась логическим продолжением тех документов, на которых ранее основывалось взаимодействие правоохранительных органов, таких как Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года и Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности от 10 октября 2008 года.

Главным направлением Концепции является расширение и укрепление правовых и организационных основ сотрудничества правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Этот документ является базовым для разработки и реализации программ и планов совместных действий всех государств – участников СНГ.

В целях совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД) разрабатываются документы, позволяющие выработать более эффективный алгоритм действий в борьбе с указанными преступлениями.

В частности, в 2015 году подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. В настоящее время ведётся активная работа в рамках внутригосударственных согласований документа, после чего планируется внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств СНГ.

Предполагается, что Соглашение будет определять систему взаимодействия органов внутренних дел (полиции) и других силовых структур государств – участников СНГ при реализации конкретных целевых совместных мероприятий и ведении информационного обмена.

Также в русле данного направления деятельности МВД России во взаимодействии с БКБОП и другими заинтересованными министерствами внутренних дел (полицией) стран Содружества разработана Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий на 2016–2020 годы. Она предусматривает комплекс организационно-правовых и практических мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование сотрудничества уставных органов и органов отраслевого сотрудничества стран Содружества в борьбе с указанными преступлениями.

Тема получила дальнейшее развитие на заседании СМВД, прошедшем 28 июня 2017 года в г. Душанбе. В ходе мероприятия Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев в своём выступлении подчеркнул актуальность выработки совместных мер, направленных на противодействие новым видам преступлений, совершаемым на территории стран Содружества с использованием современных информационных технологий. Эта точка зрения легла в основу одного из протокольных поручений Совета.

Важной составляющей в деле противодействия киберпреступности является подготовка квалифицированных кадров. Для этого решается вопрос о придании одному из образовательных учреждений статуса базовой организации в рамках СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.

Как показывает практика, преступления, совершаемые с использованием информационных технологий, постепенно приобретают всё более изощрённые формы. Борьба с ними должна осуществляться с опорой на нормативно-законодательную базу, соответствующую духу времени. При этом органам внутренних дел (полиции) нужно брать на вооружение новые методы борьбы с трансграничной организованной преступностью, позволяющие наиболее эффективно использовать свой имеющийся потенциал.

Не вызывает сомнения то, что в условиях глобализации и жёсткой международной конкуренции прогрессивное развитие стран Содружества возможно только при условии обеспечения в них надлежащего уровня информационной безопасности.

И успешное сотрудничество МВД (Полиции) государств – участников СНГ в этом вопросе играет одну из главных ролей.

Алексей Максимов

20.11.2017Читать далее

партнёры