Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Служба пограничная

Как известно, сотрудники органов внутренних дел в приграничных районах работают во взаимодействии с военнослужащими пограничных войск. Однако даже они не в полной мере осведомлены о нюансах несения службы пограничными нарядами. Возможность посвятить полицейских и милиционеров стран Содружества в секреты пограничной службы мы получили благодаря серии публикаций, вышедших на страницах нашего информационного партнёра – журнала «Пограничник Содружества». Главные действующие лица – военнослужащие пограничных войск Республики Казахстан.

Ночной дозор

На пограничную заставу «Шыганак» мы прибыли ближе к вечеру и сразу же обратились к начальнику погранзаставы капитану Ертаю Ауезханову с просьбой:

– Нам бы в наряд сходить, посмотреть, как бойцы службу несут. Ну а если вдруг мы задержим нарушителя, то это будет самая большая удача.

Но ни наше красноречие, ни наш пыл не произвели впечатления на офицера. Скептически взглянув на гостей, он лаконично произнёс:

– Все наряды уже на службе. Можете съездить на участок, посмотреть.

– Нет, нам нужно всё – с момента заступления в наряд и до его окончания, – не унимались мы.

– Следующий выход пограннаряда – глубокой ночью, – сказал капитан. Возможно, он подумал, что таким образом снимет все последующие вопросы. Как бы не так.

Мы с готовностью отвечали:

– Ну и что? Мы согласны. Выдержим.

Недоверчиво взглянув на нас, офицер пояснил, что возвращение на заставу будет лишь в два часа ночи.

Мы продолжали стоять на своём:

– Тем интереснее. На всё согласны!

Все ещё с недоверием глядя на нас, капитан Ауезханов произнёс:

– Хорошо. Как подойдёт время, вам сообщат. Будьте готовы.

– Всегда готовы! – радостно ответили мы.

– Холода здесь ещё сильные. Потеплее оденьтесь, – немного смягчившись, добавил пограничник.

– Спасибо. Не сомневайтесь, выдержим!

Времени до заступления в наряд оставалось часа два, поэтому, воспользовавшись моментом, мы попросили офицера рассказать о служебных буднях.

– Пограннаряды с нашей заставы выходят на службу по охране государственной границы с мая 2002 года. Погодные условия – обычные для северного рубежа: короткое лето, прохладное межсезонье, снежная морозная зима. Как времена года сменяют друг друга, даже не замечаешь.

Выяснилось, что для жителей приграничья функционирует упрощённый пункт пропуска через границу. Сельчане могут посещать родных из близлежащих населённых пунктов, находящихся на территории соседнего государства. Обязанности контролёров также выполняют пограничники.

Перед заступлением в пограннаряд нас угостили по-настоящему вкусным ужином. Чуть подуставшие от долгой дороги и разомлевшие от сытости и тепла, мы немного расслабились. Но не тут-то было. Приближалось время «Ч», и, стряхнув с себя остатки усталости, мы облачились в бушлаты, натянули шапки и вышли во двор. Пограничный «уазик» уже натужно урчал. Через пару минут мы сидели в машине и мчались к месту несения службы.

Капитан Ауезханов, наконец-то удостоверившись в серьёзности наших намерений и упорстве в достижении поставленной цели, в данном случае – сборе материала для правдивого репортажа, уже более благосклонно смотрел на нас и с увлечением рассказывал об особенностях службы:

– Застава дислоцирована в населённом пункте Михайловка. Село небольшое, население – около пятисот человек. Вверенный участок госграницы в основном спокойный. Люди законопослушные, хотя бывают и нарушители. В 2017 году мы задержали около десяти нарушителей пограничного законодательства страны. Хорошим подспорьем для нас является помощь народных дружинников.

Служба, конечно, отнимает немало сил. Но при этом уделяем время военно-патриотическому воспитанию молодёжи приграничья, проводим занятия с членами кружка ЮДП, участвуем в спортивных состязаниях с командами организаций посёлка, часто проводим сходы с местными жителями, большое значение придаём работе с добровольными дружинами. Как уже говорил, они наши первые помощники.

Слушая офицера, мы старались разглядеть пейзаж за окном. Ночь выдалась как по заказу: свет полной луны, мерцающие звёзды, яркие лучи фар автомашины, освещающие путь, – всё это напоминало сюжет из приключенческого фильма, где вот-вот появится злодей, с которым придётся сражаться.

– Сейчас дорога будет немного хуже, – предупредил водитель.

Действительно, следующий участок пути оказался проверкой на прочность. Нужно было крепко держаться за поручни, потому что нас то подбрасывало, то кидало из стороны в сторону. Через полчаса испытания закончились и «уазик» остановился. Стих мотор, погасли фары. Лишь свет луны освещал окрестности.

Офицер взял прибор ночного видения и начал осматривать территорию. Водитель произнёс:

– Слышите шум мотора? Кто-то едет по дороге.

Действительно, вдалеке послышался рокот. Мы замерли. Пограничники напряжённо вглядывались вдаль. Вскоре шум затих.

На границе – удивительная тишина, такая прозрачная и хрупкая. Даже не знаешь, как её описать. С одной стороны, она приносит умиротворение и покой, с другой – напоминает напряжённость натянутой струны. Эта тишина может прерваться в любое мгновение. Вот хрустнула ветка под ногами, и природа тут же насторожилась.

Стараясь не шуметь, осторожно идём дальше. Пограничники, увидев что-то в бинокль, негромко переговариваются. Вдали виднеется сосновый бор. Внезапно тишину прерывает грохот.

– Это ещё что?

– Поезд прошёл.

– Так железная дорога ведь далеко от нас.

– Да, но грохот поезда, особенно ночью, здесь хорошо слышен.

После этого немногословного диалога вновь прислушиваемся и всматриваемся вдаль. Службу надо нести исправно. Разговоры оставим на потом.

Через некоторое время офицер принимает решение проверить другой участок. Мы выезжаем. Кочки на дороге воспринимаются гораздо спокойнее. Ощутив дыхание ночи, дыхание границы, становишься серьёзней и строже. Ведь сейчас на этом небольшом участке родной земли именно мы отвечаем за её спокойствие. Осознание этого прибавляет ответственности и гордости. Чтобы понять, это надо пережить.

На новом участке продолжаем нести службу. Проверяем ещё пару участков, и настаёт время возвращаться на заставу.

Обратный путь кажется уже намного короче. Холод, действительно, ужасный.

– Вам ещё повезло, что не было ветра, – сказал пограничник.

– Да, мы удачливые. Жаль, нарушителя так и не встретили. Но в следующий раз обязательно задержим.

– Главное, не допущено нарушений на вверенном участке. Благодарю за службу, – подвёл итог выезда на границу офицер.

Ночной дозор завершён. Мы справились. Завтра – новый день, новые дороги. Но этот выход в наряд на заставе «Шыганак» останется в памяти.

Тихая застава

Сегодня на казахстанской границе застав, полностью укомплектованных военнослужащими по контракту, немало. Отличительная черта таких подразделений – тишина и спокойствие буквально во всём, а главное – во взаимоотношениях между людьми, много лет прослуживших плечом к плечу.

Именно такой запоминается всякому прибывшему сюда пограничная застава «Шалкар». Здесь нет солдат срочной службы. Личный состав подразделения составляют достаточно взрослые люди.

Когда мы прибыли на заставу, тут осталось буквально несколько человек: дежурный, связист и тревожная группа. Остальные либо несли службу на границе, либо были дома, ведь уже наступил поздний вечер.

Двухэтажное здание погранзаставы, построенное ещё в советские времена, сегодня выглядит вполне современно. Кругом чистота, порядок. Особенно уютной, как и должно быть, оказалась комната психологической разгрузки.

Маленькая экскурсия по заставе закончилась в кабинете её начальника старшего лейтенанта Армана Метанова. Руководство подразделением офицер принял на себя в сентябре 2017 года. По словам начальника штаба пограничной комендатуры «Таскала» майора Абая Закирова, за этот короткий период погранзастава «Шалкар» стала передовой.

Несмотря на нехватку кадров, благодаря своей ответственности и высокой дисциплине военнослужащие заставы показывают хорошие результаты. Так, в 2017 году было проведено 17 задержаний, девять из которых связаны с нарушителями государственной границы, восемь – с нарушителями пограничного режима.

– Участок границы, который охраняет наша погранзастава, имеет протяжённость более ста километров. Из-за многочисленных оврагов и дамб он труднопроходим, – отмечает лейтенант Мерей Турсун. – К тому же на участке ответственности протекает богатая рыбой река Таловая и находятся охотничьи угодья, в которых обитают косули, кабаны, гуси, утки. А, как известно, природоохранные функции в погранзоне тоже закреплены за пограничниками. Так что встречи с браконьерами здесь нередки.

По словам лейтенанта, браконьеры промышляют в основном в ночное время. Но пограничники никогда не дремлют, всегда начеку. Поэтому у браконьеров не получается ни поохотиться, ни порыбачить.

Контрабандисты также находятся под жёстким контролем стражей границы, и уловками «пастухов» их не проведёшь. Так, во время несения службы на государственной границе пограничный наряд увидел стадо коров, которое якобы по недогляду пастуха переходило пастись на сопредельную сторону границы. Но старший наряда лейтенант Турсун заметил на российской стороне людей, с тревогой и нетерпением поглядывавших по сторонам и, видимо, ожидавших стадо. Задержав пастуха, пограничники выяснили, что он шёл к границе целенаправленно и своих коров также целенаправленно хотел «перепасти» на другой стороне рубежа. Таким вот хитроумным способом гражданин Казахстана собирался переправить «живую контрабанду».

Но особенно запомнилось пограничникам задержание четырёх соотечественников, пытавшихся нелегально перейти казахстанско-российскую границу, а потом, как выяснилось позже, отправиться в Сирию.

Всё случилось ночью, когда осенние тучи закрыли лунный свет, падающий на землю. Темнота была такая, что дальше метра видимость – нулевая. Пограничный наряд, применив технические средства охраны границы, заметил вдали свет автомобильных фар. Машина двигалась в сторону границы. Не мешкая, пограничники выставили заслон у предполагаемого участка прорыва. Спустя короткое время благодаря грамотным действиям стражей границы автомобиль был остановлен. Задержанными оказались уроженцы Карагандинской области – трое молодых парней и девушка. Все они являлись приверженцами нетрадиционного ислама, вследствие чего состояли на учёте в органах безопасности республики, поэтому и выезд из страны им был закрыт. Но идейный фанатизм молодых людей оказался настолько силён, что они решились стать нарушителями государственной границы. Осуществлению их незаконных замыслов – уйти в Сирию и стать боевиками – помешали наши пограничники. Не исключено, что стражи границы предотвратили будущий террористический акт.

Полет над Джунгарией

Было раннее утро. Военный аэродром. Солнце лишь час назад выглянуло из-за горизонта. Остатки ночного тумана медленно уползали за дальние, влажно поблёскивающие чёрными крышами ангары, дул лёгкий ветер, встающее солнце радостно вспыхивало и искрилось в стёклах фонарей уже расчехлённой машины. Кругом ни души. Лишь экипаж вертолёта готовит свою «ласточку» к вылету.

Стоять на прохладном ветру было, мягко говоря, некомфортно. К тому же из-за работающих лопастей вертолёта ветер усилился в несколько раз и стал пронизывающим.

Наконец скорой походкой к нам приблизился командир экипажа подполковник Даулет Нагалиев. Бортмеханик убрал трап, и винтокрылая машина мягко выкатилась по бетонке к месту взлёта. Двигатель ещё сильнее крутанул лопасти, и Ми-8 спокойно преодолел земное притяжение. Машина взяла курс на Жаркент, к месту дислокации Жаркентского пограничного отряда.

А за иллюминатором земля резко уходила вниз. Дома, машины, деревья вмиг становились игрушечными.

Когда набор высоты был закончен, земля предстала калейдоскопом разных геометрических фигур из лесополос, пашен и мелких речушек. Под нами проплывали совершенно фантастические пейзажи: каньоны в национальном парке «Алтын-Эмель», причудливые сочетания известняка и песчаника, река Или, неожиданный бархан… Вертолёт, оказавшись в родной стихии, скользил, плавно покачиваясь, словно рыба в воде.

На благодатной земле Жаркента нас встретили врио командира части подполковник А. Печуркин и подполковник Р. Амиров. И вскоре мы отправились дальше. В пути, вдоволь налюбовавшись живописными горными вершинами, пытаясь перекричать шум работающих двигателей, мы обменялись с офицерами впечатлениями о красоте местного пейзажа.

И как-то незаметно наш разговор переключился на особенности их службы.

Пограничники одного из старейших отрядов национального погранведомства охраняют более 200 километров государственной границы. Ландшафт участка ответственности очень разнообразен. Здесь есть и равнина, и пески, и горы. Множество посёлков расположено недалеко друг от друга. К большому количеству местного населения ежедневно присоединяются около 4 000 человек, направляющихся в Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» – к так называемому сухому порту, который давно приобрёл статус стратегической территории. Ведь именно на этом участке расположен отряд пограничного контроля «Хоргос», отвечающий за передвижение граждан и автотранспорта через казахстанско-китайскую границу.

Здесь создаётся серьёзная транспортная инфраструктура. Активно идёт строительство международного аэропорта. Развивается в Панфиловском районе и город будущего – Нуркент. Возводят его с 2013 года, уже сейчас в нём более 3 тысяч жителей. Завершилось строительство казахстанского участка международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа».

Каждое из этих новшеств накладывает свой отпечаток на охрану государственной границы. Панфиловский район из обычной тихой провинции превратился в стремительно развивающийся регион с бурной жизнедеятельностью.

Но, как отметил подполковник А. Печуркин, вместе с увеличением грузового и пассажирского потоков увеличивается и количество фактов нарушений на государственном рубеже. Поэтому служба стражей границы с каждым днём требует всё большей бдительности. И они не дремлют, отдавая все силы выполнению поставленной перед подразделением задачи. Примеров их бдительности немало.

Как-то в ночь пограничный наряд заставы «Хоргос», в состав которого входили рядовые А. Тасболатов и Н. Артык­бай, заметил мигающий свет фар машин, которые двигались со стороны села Баскунчи к перспективной дороге МЦПС «Хоргос». Старший наряда немедленно доложил об этом заместителю начальника погранзаставы старшему лейтенанту Д. Бисаеву, который дал команду вести дальнейшее скрытое наблюдение. Спустя некоторое время неизвестные, остановившись у забора МЦПС, проделав лаз в заграждении, принялись загружать в автомобили Toyota Hailander, УАЗ Patriot и Nissan Terrano коробки. В этот момент их и задержала поднятая по команде «В ружье!» тревожная группа во главе с начальником погранзаставы «Хоргос» капитаном К. Алтынбековым. С тыла отход нарушителям перекрывала ещё одна тревожная группа – комендатуры «Хоргос».

Профессиональные действия пограничников позволили предотвратить попытку провоза в обход таможенного поста контрабандного груза из 2 942 мобильных телефонов и 23 норковых шуб общей стоимостью около 150 миллионов тенге. Были задержаны семь человек.

– Специфические условия, в которых находятся военнослужащие нашего погранотряда, требуют соответствующих подходов к решению задач по охране государственной границы, – отметил подполковник Печуркин. – Но мы не отказались и от проверенных десятилетиями видов наряда. На отдельных участках выставляются дозоры, часовые границы, «секреты». На дорогах, ведущих в пограничную зону, находятся посты пограничного контроля. И, конечно, нельзя не сказать о действиях разведывательно-поисковых групп, которые несут службу в отдалённых районах в течение нескольких суток. С их помощью задерживаются нарушители границы и пограничного режима, владельцы незарегистрированного оружия, а также корнекопатели из сопредельного государства и прочие сомнительные личности, находящиеся не в ладах с законом.

На участке ответственности Жаркентского пограничного отряда – не одна сотня километров труднодоступной горной местности с почти непроходимыми горными тропами.

И служба здесь тяжёлая круглый год, особенно начиная с мая, когда перевалы освобождаются от снега. В «горячий» сезон уйти в горы на пару недель – привычное дело для пограничников.

Добраться же до самых отдалённых точек можно только на вертолёте. А потом воинам в зелёных фуражках в составе пограничного наряда РПГ необходимо прошагать десятки километров, чтобы провести разведку возможных маршрутов движения нарушителей границы, определить места схронов, укрытий, районов проведения сбора рогов животных, лекарственных трав, проконтролировать соблюдение пограничного режима, проверить проходимость горных перевалов, переправ через реки.

За одной из таких разведывательно-поисковых групп наш вертолёт и вылетел. Свою задачу группа пограничников к этому времени выполнила в полном объёме. В горах она провела восемь дней, а теперь дожидалась «вертушку» на временном пограничном посту «Казанколь».

Наш маршрут пролегал над Джунгарским Алатау. Это плато, состоящее в основном из каньонов и степных гор, плавно переходит в Джунгарское высокогорье с ледниками и вершинами выше 4 000 метров над уровнем моря.

Полёт в горах – всегда повышенный риск: разреженный воздух значительно снижает подъёмную силу несущего винта, а турбулентность и неожиданные порывы ветра постоянно пытаются свалить машину в крен.

Поднимаемся ещё выше. Холодно, даже морозно. Командир экипажа меняет шаг винта, чтобы увеличить подъёмную силу. Звук становится дробным, машину качает от ветра. Но подполковник Д. Нагалиев за штурвалом уже давно, он опытный лётчик, имеет квалификацию специалиста второго класса, да и полёты в горах для него не в новинку. Не один десяток часов он налетал в небесных просторах над Заилийским и Джунгарским Алатау.

Наконец вертолёт, с шумом рассекая лопастями воздух, пошёл на снижение. В иллюминатор стало видно радостно махавших нам пограничников. Мы приземлились на живописной поляне. Это красивейшее место Джунгарии расположено на высоте 2 500 метров над уровнем моря. Повсюду горные хребты – один перекрывает другой. И нет им ни конца, ни края.

За оградой из сухих веток стояло низенькое здание – небольшой бревенчатый домик с двумя помещениями: комнатой отдыха, где находились двухъярусные кровати да печка-буржуйка, и столовой с большим самодельным столом, скамейками и казаном в печи.

Метрах в десяти журчала горная речка с кристально чистой ледяной водой, у берега которой располагалась баня. Горная речка (без названия, таких в горах множество) – это граница между Казахстаном и Китаем. Перешёл речку вброд – и ты уже в Поднебесной. Верховье реки – дикие безлюдные места, где можно встретить медведей и даже снежных барсов.

– Контролировать здешний рубеж, сидя в тёплых помещениях, невозможно. Поэтому передвигаться и в дождь, и в снег по высокогорным узким тропам и глубоким сугробам – не бессмысленная «обязаловка», не прихоть начальства, а осознанная необходимость, – подчеркнул в беседе за чашкой чая из самовара, который пограничники заварили специально для нас, старший пограничного наряда капитан Б. Курамысов.

По словам офицера, есть такой неписаный закон: территория не считается завоёванной, пока на неё не ступила нога пехотинца. Применительно к пограничникам его можно переформулировать так: рубеж нельзя считать надёжно прикрытым, пока на участок не вышел пограничный наряд. Ведь в горах всегда есть неприметные «козьи» тропы, о существовании которых не догадываются даже местные чабаны, а ведь они родились и выросли здесь. И по таким тропам могут пройти не только корнекопатели или браконьеры. В наше неспокойное время надо быть начеку.

Своими впечатлениями о проведённых в горах боевых дежурствах в составе РПГ поделился кинолог сержант Р. Туркеев:

– Ходить по горам всегда нелегко, а перемещаться на большие расстояния с солидным грузом – снаряжением и боеприпасами – многократно тяжелее. Но не зря стражи границы много внимания уделяют своей физической подготовке. Поэтому особых трудностей, считаю, никто не испытывал. Все прекрасно понимали: вышли мы не на праздную прогулку любоваться горными пейзажами, а для выполнения боевых задач.

Вместе с сержантом Р. Туркеевым на многокилометровые «прогулки» по горным хребтам выходит и его Аргус. По словам кинолога, служебная собака – это не только глаза и уши горного наряда. В случае чего она демаскирует противника и примет первый, самый опасный удар на себя. Несмотря на то, что Аргус – совсем ещё молодой пёс, показал он себя с хорошей стороны и доказал, что многочасовые тренировки с ним не прошли даром.

Усталые, но довольные пограничники загрузили свой нехитрый скарб на борт вертолёта, и винтокрылая машина снова поднялась в небо.

А за иллюминатором всё также удивляла своей красотой золотая Джунгария…

Бекзат Молдахметова,
Рамилям Ахметова
Фото Асхата Сабиева,
Ахата Анелханова

24.06.2019