Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Интервью / Выступления

Профессиональная подготовка сотрудников ГИБДД

Совершенствование профессионализма сотрудников полиции, постоянное повышение уровня их квалификации - непременное условие эффективного функционирования системы МВД России.

В соответствии с решениями руководства страны, законодательными и иными нормативными правовыми актами в настоящее время осуществляются системные преобразования органов внутренних дел Российской Федерации. Особую значимость приобретает переход на инновационную систему подготовки полицейских кадров, одним из важнейших сегментов которой является дополнительное профессиональное образование.

Выступая 21 марта 2014 года на расширенном заседании коллегии, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев отметил, что «в основе кадровой политики лежит современная и эффективная система профессиональной подготовки. Для МВД России крайне важен уровень знаний сотрудников, которые придут на работу уже в ближайшие годы».

Отбор кадров как необходимое звено управления персоналом характеризуется совокупностью процедур по отбору кандидатов на определенную должность на основе анализа и оценки деловых и личных качеств и их соответствия требованиям конкретной должности.

Сотрудники ГИБДД выполняют служебные обязанности в сложных условиях реализации государственной политики безопасности дорожного движения. Это связано с тем, что указанная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.

Так, по данным экспертов Всемирного банка, ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий в России достигает 2,5% валового внутреннего продукта, или около 26 млрд долларов.

Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализ состояния законности свидетельствует о повсеместном неисполнении требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Результаты прокурорских проверок показывают, что игнорирование органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами и хозяйствующими субъектами норм федерального законодательства носит системный характер.

В соответствии с докладом Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2012 году прокурорами выявлено более 170 тыс. нарушений законов о безопасности дорожного движения. С целью их устранения внесено свыше 23,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 15,5 тыс. человек привлечено к дисциплинарной ответственности. В суды направлено почти 38 тыс. исков, предостережено о недопустимости нарушения закона свыше 1,4 тыс. лиц. По постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 6 288 человек.

Допускаемые нарушения законодательства в данной области попирают определенные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» принципы о приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритете ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдении интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В поле зрения прокуроров находятся и вопросы соблюдения органами Госавтоинспекции требований законодательства об административных правонарушениях.

Проведенный анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения и практика прокурорского надзора свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками ГИБДД полномочий в указанной сфере, массовых нарушениях требований законодательства об административных правонарушениях.

Анализ правоприменительной практики показывает, что типичными нарушениями, допускаемыми должностными лицами Госавтоинспекции, по-прежнему являются нарушения основополагающих требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: отсутствие в протоколах по делам об административных правонарушениях сведений о времени и месте совершения правонарушений, объяснений физических лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях; нарушителям не разъясняются сроки и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях, права привлекаемых лиц; ненадлежащее уведомление правонарушителей о дате, времени и месте рассмотрения дела.

К сожалению, имеют место случаи, когда при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях сотрудниками ГИБДД не отражаются показания специальных технических средств фиксации, не указываются время, место и обстоятельства совершения правонарушения. Должностными лицами органов Госавтоинспекции не принимается достаточных мер, направленных на установление обстоятельств совершения административных правонарушений, имеют место факты неправильной квалификации действий правонарушителя, нарушения сроков рассмотрения административных дел, пределов наложения административных взысканий на правонарушителей, а также вынесение решений неуполномоченным должностным лицом.

Нарушения сотрудниками ГИБДД установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях влекут их прекращение и, как следствие, необоснованное освобождение правонарушителей от административной ответственности.

Определенное изменений условий деятельности ГИБДД в последние годы предопределяет повышенные требования к профессиональной подготовке сотрудников. Формирование квалифицированных кадров делает всё более значимым последовательную реализацию направлений кадровой работы. Сегодня в ГИБДД как никогда востребованы специалисты с высоким уровнем общего развития, разносторонними познаниями, коммуникабельностью.

Специфические особенности деятельности обусловливают разработку следующих качеств в модели сотрудника ГИБДД:

специальные профессиональные качества, включающие в себя владение специальными знаниями, умениями и навыками, а также определенные личные качества, которые необходимы сотруднику ГИБДД для выполнения служебных обязанностей по конкретно занимаемой должности. Особую значимость профессиональные качества приобретают по отношению к руководителям подразделения. Речь идет о том, что профессионализм - это не только высокий уровень специальных знаний, но и знание принципов, на которых строятся производственные, должностные, человеческие отношения;

деловые качества, определяющие общую профессиональную пригодность сотрудника ГИБДД. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские способности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспособность, знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций, других нормативных актов, регламентирующих деятельность ГИБДД, и их неукоснительное соблюдение, владение оперативной техникой, специальными средствами, умение правильно составлять и оформлять служебные документы;

оптимальные личные качества, представляющие собой целую систему личностных характеристик, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе и служат психологической основой для успешного выполнения стоящих перед сотрудниками ГИБДД задач. Они включают в себя, в первую очередь, умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения. Кроме того, к таким качествам относятся мужество, выдержка, решительность, находчивость, умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях, личная дисциплинированность, уважение к критике и самокритичность, честность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней.

Формирование указанных выше качеств сотрудников ГИБДД должно является ориентиром при разработке учебно-методических материалов целостной системы профессионального образования и профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, осуществляющейся через систему учебных заведений, учебных центров, курсов повышения квалификации.

Проблемы подготовки и обучения кадров связаны с проблемами качества подготовки специалистов. Речь идет о необходимости пересмотра и адаптации учебных планов и учебных программ, выработке механизмов подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Осуществление последовательной, научно обоснованной образовательной политики во всем ее разнообразии в системе ГИБДД должно работать на формирование профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, предприимчивых, инициативных, высоконравственных, идейно убежденных, способных к работе с людьми специалистов.

В этом смысле эффективность образовательной деятельности прямо пропорциональна эффективности деятельности системы ГИБДД.

Для решения задач подготовки кадров, отвечающих современным требованиям в области обеспечения общественной безопасности, во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России создан Центр подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка и службы миграции. В составе Центра функционирует кафедра подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка.

На кафедре осуществляется повышение квалификации:

сотрудников, занимающихся обеспечением охраны общественного порядка (участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства);

сотрудников Государственной инспекции без-опасности дорожного движения.

Обучение сотрудников ГИБДД является одним из приоритетных направлений кафедры.

Справочно

В 2012 году кафедра обучила по Плану комплектования МВД России 273 сотрудника ГИБДД (14 групп) по 10 должностным категориям, в 2013 году обучено 164 сотрудника ГИБДД (9 групп) по 5 должностным категориям.

К сожалению, в 2014 году запланировано обучение лишь 97 сотрудников (5 групп) по одной должностной категории, а именно начальники (заместители) отделов (отделений) ГИБДД территориальных органов МВД России на районном уровне.

Активно подготовка кадров ведется на базе филиала ВИПК МВД России в г. Набережные Челны, который полностью специализируется на обучении сотрудников ГИБДД. За короткие сроки совместно с ГУГИБДД МВД России и ВИПК МВД России профессорско-преподавательский состав филиала разработал учебно-программную документацию для повышения квалификации сотрудников Гос-автоинспекции. В филиале реализуются программы: «Профессиональное обучение сотрудников подразделений ГИБДД», повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции по 10 должностным категориям.

Справочно

В 2013 г. филиалом было обучено по программе первоначальной подготовки 482 сотрудника (18 групп), также повысили квалификацию 133 сотрудника (8 групп).

Филиал имеет все условия для осуществления обучения сотрудников Гос-автоинспекции, включающие материально-техническое, кадровое и учебно-методическое обеспечение.

Институт уделяет большое внимание развитию учебно-материальной базы и созданию комфортных условий для проживания и обучения в филиале.

Справочно

В 2014 г. выделены средства для ремонта общежития, поставлен комплект полиграфического оборудования для малотиражной печати стоимостью 5 млн 190 тыс. руб.

Реализуя программу профессионального обучения, ориентированную на качественную подготовку сотрудников, охватывающую все области деятельности Госавтоинспекции, филиал осуществляет подготовку универсального сотрудника, способного выполнять различные задачи, обладающего широким спектром необходимых умений и навыков в организации и обеспечении безопасности дорожного движения.

В рамках программы формируется система знаний по организационно-правовым основам деятельности структурных подразделений ГИБДД; тактическим основам неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия; тактическим основам проведения различных видов досмотра. Приоритетное место занимают практические занятия, в том числе по изучению современных информационных систем, используемых в деятельности Госавтоинспекции («Поток», «ФИС ГИБДД», «МИАС», «АИУП ДПС», «ЕАИСТО», «Административная практика ГИБДД», «Журнал видеофиксации нарушений ПДД», «Учет ДТП с материальным ущербом»), технических средств организации и контроля дорожного движения и аппаратно-программных комплексов («КРИС-П», «Паркон», «Алкотектер», «Визирь», «АРМ ДПС», «Экзаменационный класс «Зенит», контрольное устройство «Тахограф»).

В институте осуществляется должностное обучение сотрудников Гос-автоинспекции, а также проводятся специализированные семинары по следующим темам:

«Актуальные проблемы административного законодательства в области безопасности дорожного движения»;

«Проблемы правоприменительной практики в деятельности ГИБДД».

В процессе реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования осуществляется совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности сотрудника ГИБДД, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Учебные программы позволяют сформировать знания по профессиональной деятельности; правовые знания, необходимые для исполнения служебных обязанностей; знания в области управления, психологии и педагогики.

В рамках обучения сотрудники Госавтоинспекции проходят входной-выходной контроль уровня знаний.

Входной-выходной контроль знаний слушателей является средством установления уровня тео-ретической и практической подготовленности сотрудников ОВД к решению оперативно-служебных задач.

Анализ результатов контроля дает возможность выработать меры по приведению содержания обучения в соответствие с интересами и потребностями обучающихся, а именно скорректировать тематику, виды занятий, реализовать дифференцированный подход к обучению.

Как правило, у сотрудников Госавтоинспекции затруднения вызывают вопросы по блоку профессиональной деятельности, блоку правовых знаний, необходимых для исполнения служебных обязанностей, блоку знаний по управленческой деятельности. Самыми проблемными являются тесты, включающие вопросы подготовки и принятия управленческих решений, вопросы планирования.

Результаты входного контроля показывают, что существуют некоторые пробелы в знаниях административного законодательства, в частности раздела первого КоАП РФ (ст. 2.6 «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц», ст. 4.6. «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию»), раздела IV КоАП РФ, в частности ст. 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

Следует обратить внимание, что руководящий и инспекторский состав Госавтоинспекции показывает хорошие знания законодательных актов, определяющих специфику деятельности, если же речь идет о смежных направлениях, здесь демонстрируются минимальные знания. Так, сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений, занимающиеся регистрационной деятельностью, не владеют знаниями по экзаменационной работе и наоборот.

Также можно констатировать, что слушатели, как правило, демонстрируют владение ведомственными нормативными актами, при этом отмечаются низкие показатели знаний в области федеральных законов, норм международного права.

Например, достаточно часто встречаются ошибки в вопросах на знание основных положений Федерального закона от 25.12.2012 № 252-ФЗ «Правила задержания транспортного средства, помещение его на стоянку хранения», Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2001 № 808 «О внесении изменений и дополнений в Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 15.12.1999 № 1396», сотрудники владеют статистикой из Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.», но при этом не знают целей и задач, содержащихся в этой программе.

Также следует обратить внимание на существование следующей тенденции: сотрудники владеют компетенциями, например, знаниями в области правовых основ применения оружия, владеют умениями и навыками стрельбы, но совокупность этих компетенций, позволяющая применять оружие на практике, иногда у сотрудника отсутствует. Выработать это в рамках краткосрочного курса повышения квалификации невозможно, и здесь работают преподаватели нашего филиала в рамках профессионального обучения, также эти задачи можно решать при профессиональной переподготовке.

Безусловно, это лишь малая часть примеров. Мы осуществляем очень серьезный анализ уровня знаний, умений и навыков, что позволяет существенным образом корректировать обучение.

Справочно

Средний балл входного контроля в 2013 г. составил 3,06, средний балл выходного контроля - 4,75.

Как показывает практика, относительно низкие показатели входного контроля отмечаются у сотрудников ГИБДД из следующих регионов: Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Республика Бурятия, Удмуртская Республика. Наилучшие показатели результатов входного контроля отмечаются у сотрудников Краснодарского края, Хабаровского края, Псковской, Курской, Московской областей.

При обучении сотрудников ГИБДД задействуются не только сотрудники кафедры подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, но и профессорско-преподавательский состав других кафедр Института. Особо акцентируется внимание на проблемах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, с терроризмом и экстремизмом и др. Важное место уделяется психологической подготовке.

Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника ГИБДД включает в том числе и искусство взаимоотношения с участниками дорожного движения.

Исследователями в области психологии выявлены профессионально-важные качества (ПВК), которыми должен обладать сотрудник ГИБДД для успешного выполнения профессиональной деятельности. Наличие или отсутствие этих качеств может стать одним из критериев оценки сотрудника. Опыт проведения занятий в ВИПК МВД России показывает, что у некоторых сотрудников существуют проблемы во владении рядом умений.

Например:

умение вести диалог (во взаимоотношениях сотрудника с участниками дорожного движения не рекомендуется употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме: «протокольчик», «документики» и др., при этом некоторые сотрудники используют эти слова в своей речи);

уверенность и твердость в принятии решения (в ряде случаев сотрудники проявляют растерянность, тревожность, неуверенность);

самообладание при конфликтах.

Проведение практических занятий по психологии демонстрирует слабую профессионально-психологическую подготовку у ряда сотрудников, что выступает одним из недостатков их профессионального мастерства. Когда сотрудник беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений (а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов. Учитывая данные факторы, преподаватели Института и филиала уделяют значительное внимание изучению вопросов психологии и отработке практических умений и навыков.

Одним из значимых направлений обучения можно считать формирование знаний в области защиты прав и законных интересов гражданина в деятельности полиции.

Так, 22 апреля т.г. в институте состоялась встреча слушателей с советником Президента Российской Федерации, председателем Совета по развитию гражданского

общества и правам человека, доктором юридических наук М.А. Федотовым, в ходе которой обсуждался широкий круг вопросов по защите прав и свобод человека.

Важной составляющей процесса обучения при повышении квалификации является проведение активных форм занятий, таких как организационно-деятельностная игра (ОДИ), круглые столы, научно-практические конференции. В рамках ОДИ обсуждается широкий круг вопросов, указываются проблемы и возможные пути их решения.

Очевидно, что данные занятия могут стать площадкой ГУОБДД МВД России для обсуждения проектов нормативных правовых актов, методических рекомендаций, апробации результатов исследований и т.д.

Основным трендом обучения является практическая направленность занятий. С этой целью существенное внимание в рамках повышения квалификации сотрудников ГИБДД уделяется следующим направлениям:

взаимодействие с практическими подразделениями ГИБДД в ходе проведения выездных занятий;

взаимодействие с организациями - производителями технических средств, работающих в автоматическом режиме;

взаимодействие с практическими подразделениями ОВД в рамках повышения квалификации сотрудников ГИБДД при изучении вопросов применения КИАС «Безопасный город»;

взаимодействие с образовательными учреждениями (организациями) системы МВД России;

организация взаимодействия с ГУОБДД МВД России в сфере учебного, методического и научного обеспечения.

Как уже было отмечено ранее, особое внимание при подготовке специалистов уделяется межведомственному взаимодействию и практической направленности занятий.

Слушатели выезжают в Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, где ведущие специалисты проводят занятия в форме круглых столов. Также занятия при участии представителей ГУОБДД МВД России проводятся с использованием системы дистанционных образовательных технологий. Такие занятия очень важны, так как слушатели могут напрямую задать интересующие их вопросы, получить актуальные знания по перспективам развития Госавтоинспекции.

В рамках тесного взаимодействия с подразделениями ГИБДД кафедра проводит выездные занятия с участием руководящего состава подразделений ГИБДД города Москвы и Московской области, где особое внимание уделяется вопросам видеофиксации правонарушений, применению различных информационных технологий («АИУП ДПС», «АСУ ДТП», «МИАС» и др.).

Такое взаимодействие позволяет достичь более качественной подготовки сотрудников ГИБДД в рамках повышения квалификации, изучить передовой опыт работы Госавтоинспекции Московского региона, рассмотреть проблемные вопросы, возникающие в практической деятельности.

Важной составляющей методического обеспечения учебного процесса является изучение и обобщение положительного опыта работы подразделений ОВД. Профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники Центра систематизируют положительный опыт практических подразделений. Источниками информации являются рефераты слушателей, материалы ГИАЦ МВД России, публикации СМИ, методические разработки подразделений органов внутренних дел.

Особое внимание уделяется обобщению опыта работы полицейских по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения крупных международных мероприятий, таких как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи.

Так, 10 апреля т.г. в институте состоялась встреча слушателей с Президентом АНО «Оргкомитет Сочи 2014» Д.Н. Чернышенко, в ходе которой обсуждались вопросы обеспечения безопасности полицейскими силами при проведении Олимпийских игр.

Главным управлением обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Институту предоставлены аналитические, фото- и видеоматериалы по данной тематике.

Для научного обеспечения учебного процесса сотрудниками института и филиала подготовлен ряд публикаций (учебно-методические пособия, альбомы схем, статьи). Ежегодно проводятся научно-практические конференции по актуальным проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. В 2014 г. выполняются научно-исследовательские работы по заказу территориальных органов МВД России.

На сегодняшний день в дополнительном профессиональном образовании реализуется профильный подход. Безусловно, приоритет в подготовке кадров для Госавтоинспекции отдается профильной образовательной организации - Орловскому юридическому институту МВД России имени В.В. Лукьянова. Вместе с тем, учитывая большие потребности Службы в подготовке кадров, а также имеющийся опыт обучения, полагаем целесообразным продолжить реализацию программ повышения квалификации и профессионального обучения сотрудников ГИБДД в Институте и филиале ВИПК МВД России в г. Набережные Челны.

Важно, чтобы образовательные организации (учреждения), осуществляющие ДПО, были включены в программы технического оснащения практических органов ГИБДД программными средствами и оборудованием, необходимо устанавливать демонстрационные версии всех систем для ознакомления в рамках учебного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что повышение квалификации - неотъемлемая часть процесса роста эффективности деятельности ОВД, решение обозначенных вопросов будет способствовать улучшению системы профессиональной подготовки кадров.

21.06.2014